03.01.2021 18:57

Мемории как исторический источник. Часть 2

Мемории как исторический источник. Часть 2

Стоит отметить, что только в двух источниках указаны подробности пожара в церкви: в рапорте и мемории. Последний источник помогает определить частичную неправдивость в первом и обличает служащих церкви в фальсификации документов.

Другая, не связанная с содержанием книги мемория была найдена в «Триодионе, сиесть Трипеснеце» киевского издания 1894 года. Она была написана иеромонахом Валаамского монастыря Самуилом:
«Духоносный старец всегда идя в храм на богуслужение читал псалм 90 живый в помощи вышняго в крови Бога небесного [вадвозижся] до конца или творил молитву слава тебе господи за вся. Перешел в церков начал служить вечерню и повечер1я анафист Бож1я матери закончил Боже вечный молитвы. братгя разошлися по келлгем остался один стал совершать правило сво1 обычный кате твориль ежедневно. Посем сталь служить панихиду поминаль усобшихь старцевь жившихь вь предческом скиту на Валааме и когда кончиль поонихиду стал по четкам поминать усобшихь 300 молитв сотвориль и вдругь возгласили невидимые голоса многие теноромь стройно и плавно нашь отець Игумень более ничего перед сим старцу не однократно и не одинь день говорили помыслы тебе придет миломть милость Бож1я из далека. С1е было 1930 года великомь посту вь храме трехь святителей Василия великаго, Григория Богослова и 1онана Златауста в Валаамском монастыре. Я не сомненно верую что это оть Бога милость за молитвы святыхь отцовь Спаситель по вере твоей буди тебе и отверзны и очи его».

Отец Иоанн в своем письме к Елене Армфельт пишет, что схимонах Предтеченского скита Пионий слышал голоса в церкви и кланялся им. Отец Пионий (Афонин) (1860 - 1945) жил и служил в Предтеченском скиту. В 1930-м году ему было 70 лет, и по церковной традиции его могли называть старцем. Значит, речь в мемории идет о нем.

Эта запись является уникальным источником информации о жизни в Предтеченском скиту Валаамского монастыря (в тот период находившегося еще на территории Финляндии) и о жизни отца Пиония, о котором удалось найти лишь упоминания в объемных источниках. Случившееся с ним чудо, демонстрирует его как в полном смысле духоносного старца, великого служителя Господу.

Таким образом, фрагментарные по содержанию записи в печатных книгах и рукописях могут содержать уникальную информацию, которая никак не связана с самой книгой и потому не может быть заранее прогнозируема. В отличие от регулярно составляемых делопроизводственных документов и имеющих стройную структуру печатных изданий в поиске (и сохранности) меморий значителен фактор случайности. Предугадать их наличие можно, исходя из общих особенностей библиотечного собрания (элементы которого сохранились, например, среди книг Валаамского монастыря). В любом случае их использование способно открыть дополнительные возможности для анализа известных событий и стать самостоятельным объектом изучения.

Список литературы
1. Арсеньев М. Н., Савицкий И. В. Блокадные записи Тани Шишковой как исторический источник // Инновационная наука. 2016. № 3-4. С. 67-68.
2. Горлова И. И., Слуцкий А. И. О некоторых возможностях источниковедческого использования инскриптов // Книжное дело на Северном Кавказе: история и современность. Краснодар, 2007.Вып. 4, ч. 1.С. 214-238.
3. Киселева Л. И. Записи на рукописных и редких печатных книгах как исторический источник и их использование в базе данных // Археографический ежегодник за 2003 год.М., 2004.С. 57-63.
4. Кутькова Е. Н. К вопросу о составе личной библиотеки Игнатия, первого епископа Олонецкого и Петрозаводского // Православие в Карелии. 2007.№ 3. С. 332-343.
5. Кутькова Е. Н. Об одной дарственной надписи // Библиотечный вестник Карелии. 2004. № 8 (15). С. 84-88.
6. Лихачев Н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал. СПб., 1900.
7. Семенова Г. Ю. Об интересах читателей XVII века по материалам записей в книгах (опыт применения корреляционного анализа) // Отечественная история. 1994. № 1. С. 169-178.

Аннотация. Цель работы - анализ меморий (книжных записей) как самостоятельного источника по истории Карелии. Источниковая база исследования состоит из материалов Национального архива Республики Карелия и Сектора редкой книги и работы с книжными памятниками Национальной библиотеки Республики Карелия.
Ключевые слова: мемории, источниковедение, Валаам, Предтеченский скит, церковные ведомости, Святозеро, казнокрадство, фальсификация, Национальный архив РК, Национальная библиотека РК.

М. Н. Арсеньев

Мемории как исторический источник. Часть 2

Опубликовано 03.01.2021 18:57 | Просмотров: 731 | Блог » RSS