27.12.2017 23:31

«Лазерное искусство»: технологии и творчество

«Лазерное искусство»: технологии и творчество

Многие явления в культуре изменяют сущностные черты и характеристики в результате прогресса научной и технической мысли. Многоцветие и полифонизм художественной жизни бурного ХХ столетия продемонстрировал подобную взаимосвязь искусства и науки самым полным образом: кино, фото, телевидение. В современной культуре произошел «визуальный поворот». По В. Беньямину, визуальность перестала восприниматься как вторичное или подчиненное измерение культурной практики (или во всяком случае, как явление особенное, элитарное, обитающее лишь в храмах искусства - будь то музеи или академии искусства или мастерские художников). Но это результат не только эстетических потребностей человека, возможностей его воображения, но и результат движения научной мысли.

К наиболее ранним примерам применения лазерных эффектов в искусстве можно отнести эксперименты Leo Beiser в 60-х годах. Шведский художник Carl Frederick Reuterswald использовал лазеры в опере "Фауст" в Стокгольме(1968). Joel Stein создал систему для проекции лазерных образов на сцену в балете Opera Comique в Париже. Лазерные технологии затронули и высокое искусство кино. Известный кинорежиссер Ivan Dryer снял музыкальный фильм "Laserimage" с применением записи лазерных образов на цветную кинопленку. Позднее появились лазериуму, где шоу управлялись вручную, а фантазия оператора-художника не позволяла в точности воспроизвести все элементы предыдущего сеанса и многие посетители приходили повторно, как на концерт живого оркестра. Вот где оказался возможным (неожиданно) симбиоз техники и искусства.

Получается, что в ХХ веке лазерные технологии быстрее вошли в практику индустрии культуры, индустрии развлечений, нежели чем о них заговорила широкая аудитория. И если сегодня мы пришли к культуре иных визуальных технологий, то очень важно понять, какую роль сыграет технология в культурном производстве: лазер ограничится веселыми огнями ночных дискотек или мы увидим новую визуальную историю искусств, то есть творчество.

На одном из сайтов, связанных с предоставлением услуг лазерного оборудования AURORA BOREALIS (лат. Северное сияние), мы встречаем слоган: «мы создаем то Чудо, о котором нам намекнула сама Матушка Природа...». Думаем, это еще раз косвенно подтверждает одну из версий происхождения искусства - имитативную, согласно которой человек в своей деятельности проходит через мимесис, подражание природе. Однако, лазерное шоу - наиболее высокотехнологическое «подражание» природе.

Смирнова К.В.

«Лазерное искусство»: технологии и творчество

Опубликовано 27.12.2017 23:31 | Просмотров: 346 | Блог » RSS