21.03.2023 21:34
Кто ясно мыслит, тот ясно говорит? Часть 2
Речь включается в определённые взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях [2]. Следующий вопрос, который мы поставили перед собой – зависит ли уровень развития математической речи от уровня развития логического мышления? Мы предположили: если логическое мышление на высоком уровне, то и речь младшего школьника более развитая. Обучающимся экспериментального класса был предложен тест с целью выявить сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение логических операций: анализ, синтез, классификация, нахождение логических отношений. Выполненная работа показала, что уровень развития математической речи зависит от уровня развития логического мышления, то есть наше предположение подтвердилось.
Мышление в речи не только выражается, но и в большой степени совершается в речи. Речь является формой существования мысли, поэтому между мышлением и речью существует единство [3].
Таким образом, мы подтвердили цитату: если обучающийся ясно мыслит, то он может ясно излагать свои мысли.
В заключение хотелось бы сказать о том, что развитие математической речи – очень кропотливая, трудная работа для учителя, но значимая для обучающихся, поэтому необходимо, по возможности, больше времени уделять специально организованной деятельности, направленной на формирование и развитие правильной, чёткой, логически выстроенной и аргументированной речи, в частности, анализировать образцы такой речи, обсуждать речевые ошибки.
Авторы статей ([1], [4], [5] и др.) предлагают использовать разнообразные приемы для развития математической речи на уроках математики. Т. Е. Антоненко предлагает работать с задачами на смекалку [1]. И. В. Еремеева использует задания, в которых от ученика требуется верно употребить и произнести математические термины, например: «Прочитайте выражения, используя математические термины...», «Какое из предложений соответствует выражению...» и т.д. [4].
С. И. Смирнова предлагает использовать задания-ловушки: «Хлопните в ладоши столько раз, сколько нарисовано елочек [5].
Особенно ценно развивать умения мыслить логически, обоснованно и последовательно рассуждать. Эти способности развиваются в ходе творческого изучения математики, в частности, посредством решения логических задач. Мы предлагаем в помощь учителям начальных классов нашу методическую разработку для обучающихся 2 класса в виде сборника логических задач. Данное пособие направленно на развитие логического мышления, математической речи школьников, на повышение интереса к учебной деятельности. В сборнике представлены, в частности, задачи-ловушки, задачи, в которых перепутаны данные. Пособие может использовать учитель начальных классов на разных этапах урока математики, также им может воспользоваться обучающийся начальных классов самостоятельно или при помощи своих родителей. В пособии имеются ответы или указания к решению всех задач.
Чтобы в совершенстве овладеть каким-либо видом деятельности, надо много упражняться. Это относится и к совершенствованию речи обучающегося. Задача учителя – организовать учебный процесс таким образом, чтобы предоставить детям возможность накопления собственного опыта в речевой деятельности.
Список литературы
1. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. – 2009. – No 5. С. 55-56.
2. Гибш, И. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики / И. Гибш // Математика в школе. – 1995. – No 6. – С. 27-33.
3. Гурова, Л. Л. Психология мышления: учеб. пособие: для студентов, преподавателей высш. учеб. заведений / Л. Л. Гурова. – Москва : ПЕР СЭ, 2005. – 136 с.
4. Еремеева И. В. Развитие математической речи на уроках математики [Электронный ресурс] / И. В. Еремеева. –- Электрон. ст. – 2014. – URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/09/07/vystuplenie-na-forume-razvitie-matematicheskoy-rechi-na. – (02.02.2018)
5. Смирнова, С. И. К проблеме развития математической речи младших школьников / С. И. Смирнова // Сборник научный статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Герценовские чтения, младший школьник в образовательном пространстве – Санкт-Петербург. – 2009. – С. 178–183.
Е. Н. Ефимова
Опубликовано 21.03.2023 21:34 | Просмотров: 332 | Блог » RSS |