23.08.2020 16:34

Конкубинат: причины возникновения и трансформация в праве Юстиниана. Часть 2

Конкубинат: причины возникновения и трансформация в праве Юстиниана. Часть 2

Со времени принятия строгих законов Августа о браке (наказания за прелюбодеяние, обязательное вступление в брак и наличие детей до определенного возраста, штрафы за неисполнение данных требований и т. д.), такой тип отношений как конкубинат стал распространяться все больше и больше. Но самые серьезные изменения «конкубинат» претерпел при христианских императорах, сформировав собой правовой институт, как некий брак второго сорта(coniugiuminaequale), без социальных обязанностей, неполноценный по сравнению с законным браком, но все же строго моногамный, заключение которого разрешалась лишь с определенного возраста, что видно из 4 Дигеста Юстиниана [2] «ясно, что можно иметь конкубину любого возраста, если ей не меньше 12 лет», с людьми, не принадлежащими к числу родственников и уже вступивших брак граждан [4]. Также нельзя не отметить то, что существенно улучшается положение детей от такого союза, они могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось им, но при отсутствии законных наследников, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преемники.

Стоит отметить, что при Юстиниане любое постоянное сожительство с порядочной женщиной считалось браком, а родившийся ребенок при конкубинате занимал положение законного ребенка. Конкубинат стал не чисто фактической формой внеправовых отношений, а союзом, хотя и уступающим браку, однако признаваемым правовым. Во избежание заблуждения тот, кто желал иметь в качестве простой наложницы женщину, свободнорожденную и честную, должен был об этом заявить в присутствии свидетелей, «если же кто-либо предпочтет иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорожденную, то это не разрешается без заявления перед свидетелями» гласит нам один из пунктов 12-й книги «Институций». Можно сделать вывод, что в раннем христианстве конкубинат и церковный брак жестко не разделялись. Например, в постановлении Толедского собора (398 г. н. э.) подчеркивалось что, мужчину нельзя лишить причастия только на том основании, что «человек имеет в качестве жены конкубину», было важно лишь, чтобы он жил с одной женщиной, а не со многими.

Как мы видим, конкубинат все-таки обладает достаточным количеством различий с упомянутым нами выше «гражданским браком», который так привычен для современного общества. Но конкубинат, являясь прародителем современной реалии семейной жизни, несет в себе множество плюсов правового характера, которые могли бы быть успешно перенесены на нынешний институт гражданского брака. Главное, на что мы должны обратить внимание - это правовая сторона вопроса. Возможно, что сегодня законодателю стоило бы задуматься о том, чтобы перенести часть правовых обязанностей мужчины и женщины по отношению друг к другу из официально зарегистрированного брака в гражданский. Даже если нет факта заключения официального брака, было бы логично сконструировать механизм наподобие уже существующего в Древнем Риме, способный защитить, например, имущественное положение каждого отдельного лица в паре при расставании или же положения детей, рожденных вне брака.

Список использованной литературы
1. Саяпина Т. С. Историческое развитие брачных отношений // Аналитика культурологии. 2013. № 26.
2. URL: http://digestaiust.narod.ru/25.html (дата обращения: 09.06.16).
3. URL: http://digestaiust.narod.ru/31.html (дата обращения: 09.06.16).
4. Бартошен М. Римское право: понятия, термины, определения. М.: Юридическая литература, 1989.

А. А. Соколова

Конкубинат: причины возникновения и трансформация в праве Юстиниана. Часть 2

Опубликовано 23.08.2020 16:34 | Просмотров: 657 | Блог » RSS