23.01.2018 12:10

Концептосфера лексемы «Китай» в языковом сознании русской молодёжи

Концептосфера лексемы «Китай» в языковом сознании русской молодёжи

В языке каждой нации мы находим воплощение так называемой «наивной языковой картины мира» - системы смысловых презумпций, которые повторяются в значении языковых единиц (А.Д. Шмелёв). Мы рассмотрели языковую презентацию концептосферы лексемы «Китай» в сознании российской молодёжи. Наше исследование основывается на материалах опроса «Китай - это... ?». Полученные данные показывают, что «китайская тема» в представлении российской молодёжи приобрела японский подтекст, поэтому мы выделили две смысловые области концепта «Китай»: «Китай китайский» и «Китай японский».

Первая концептуальная область представлена языковыми единицами, значение которых действительно имеет отношение к Китаю. Языковые репрезентанты мы разделили на ряд лексико-тематических групп: 1) политика: «столица Пекин», «коммунизм», «Мао Цзэдун», «красный флаг со звёздочками», «налоги на рождение ребёнка», «китайские поселения на Дальнем Востоке»; 2) экономика: «страна-производитель», «автомобили», «автопром», «вещи», «одежда», «электроника», «некачественные продукты, которыми пользуется весь мир»; 3) демография: «большое население», «огромное население», «огромное количество китайцев», «полтора миллиарда»; 4) география: «Тибетские горы», «Жёлтое море», «Янцзы», «Шанхай», «Гонконг»; 5) достопримечательности: «Великая китайская стена»; 6) культура, религия, традиции: «Будда», «буддизм», «иероглифы», «сложный язык», «Конфуций», «Инь и Янь», «театр теней», «изобретение бумаги», «панда», «бамбук», «велосипед», «палочки»; 7) спорт: «олимпиада», «гимнастика», «прыгуны в воду»; 8) известные люди: «Джеки Чан», «Брюс Ли», «Мао Цзэдун»; 9) продукты: «чай», «рис», «лапша», «сахарный тростник», «острая еда»; 10) внешние признаки народа: «узкие глаза», «чёрные волосы», «низкий рост»; 11) характер и менталитет китайцев: «могут сделать что угодно за деньги», «смело заимствуют», «упорство до фанатизма», «мудрые», «добрые».

На недостаточную осведомлённость российской молодёжи о семантике концепта «Китай» указывает концептуальная область «японский Китай» («самураи», «сакура», «гейша», «суши», «морепродукты», «мультфильмы»).

В ходе анализа мы выяснили, что российская молодёжь не имеет чёткого представления о китайской культуре. Всё это приводит к мысли о необходимости взаимного изучения культур как со стороны русского, так и со стороны китайского народов.

Цзя Сининь

Концептосфера лексемы «Китай» в языковом сознании русской молодёжи

Опубликовано 23.01.2018 12:10 | Просмотров: 270 | Блог » RSS