30.10.2023 16:28

Концепция времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Концепция времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Аннотация. Автором рассматривается проблематика времени в романе с опорой на анализ образов героев исходя из психологической трактовки категории времени, в которой на первый план выдвинута связь времени с памятью.
Ключевые слова: время, Булгаков, «Мастер и Маргарита», психологизм, память.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» обладает неисчерпаемым объемом тем для исследования, среди которых концепция времени выделяется широким интересом у литературоведов. Нет однозначного подхода к проблеме изучения времени в художественном произведении, поскольку и само понятие «время» обладает семантической многогранностью.

Большинство подходов к изучению концепции времени в романе «Мастер и Маргарита» отталкиваются, как правило, от структуры и композиции романа, что продиктовано четким делением романа на главы «ершалаимские» и «московские». При таком подходе сильна пространственно-временная связь. В нашем исследовании проблематика времени рассматривается без привязки к пространству, насколько это возможно, но с опорой на анализ психологического образа и внутреннего мира героев романа. Такое направление обусловлено философией категории времени.

Предпосылки психологического толкования времени появляется еще в эпоху эллинизма, а в средние века оно все больше отделяется от космической стихии и анализируется сквозь призму жизни индивидуальной души: во «внутреннем человеке» течет и измеряется время. На первый план выходит связь времени с памятью. «Августин раскрывает парадоксальность времени: оно складывается из того, чего уже нет (прошедшего), того, чего еще нет (будущего), и того, что есть, но не имеет длительности, мгновения настоящего» [2; 8]. «Все три модуса удерживаются лишь в сознании», а «жизнь души невозможна вне памяти» [2; 8]. В другие эпохи психологическую трактовку времени развивают Локк, Юм, Бергсон и Дильтей. При анализе образов героев романа с опорой на психологическую трактовку времени, выстраивается 4-х ступенчатая классификация персонажей романа, обусловленная наличием «памяти» (воспоминаний) и прошлого у героев. Первый уровень такой пирамиды занимают «московские» персонажи: Берлиоз, Рюхин, Никанор Иванович, Алоизий Могарыч, Андрей Фокич, Варенуха, Лиходеев, Римский. Это герои не обладающие «памятью»: нет ни личных воспоминаний, ни характерного прошлого – нет жизни души. Прошлое таких героев, «как вчерашний день» Степы Лиходеева, «лепится из кусочков», и при этом в нем «продолжает зиять огромная черная дыра». На второй ступени поэт Иван Бездомный и Понтий Пилат. Иван отличается от первой группы, хотя в начале романа не имеет ни характеристики прошлого, ни выражения «памяти». Встреча с Воландом, смерть Берлиоза и последующее знакомство с Мастером в «Доме Душевнобольных» становятся главными воспоминаниями Ивана. Первые два лишь короткое время волнуют героя, лишь сначала вызывая беспокойство. Второе же, заполняет его память целиком, становится навязчивым видением. Каждое полнолуние Ивану во сне являются Мастер и Маргарита, и как тогда, в клинике Стравинского, он прощается с ними. Волнует поэта и роман Мастера и судьба Понтия Пилата. Беспокойной лунной ночью повторяется еще одно сновидение поэта: Понтий Пилат поднимется все выше к луне, сопровождаемый верным спутником – псом. Этот же сон видит Понтий Пилат. Сон-напоминание о «безвозвратно упущенном», в котором беспокойная память возвращает игемона к казни Иешуа и словно пытается переписать прошлое, исправляя его неизбежную ошибку: «Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны» [1; 310]. Так же как и у Ивана Бездомного, у Понтия Пилата «при луне нет покоя». Следующий уровень нашей классификации занимают Мастер и Маргарита. О прошлом героев мы знаем много, а воспоминаниям Мастера отдана целая глава. В диалоге с Иваном Бездомным, Мастер подробно, в ярких деталях, описывает свое прошлое. Его память целиком заполняют история написания романа о Понтии Пилате и попытки публикации и история любви (знакомство с Маргаритой, жизнь вместе, расставание). Для Маргариты и вовсе ничего не существует, кроме памяти о Мастере, которая составляет единственный смысл ее существования: «Нужно или забыть его, или самой умереть!» [1; 211]. Ее прошлое до знакомства с Мастером сжато в один абзац. Последний четвертый пласт – представители вневременной, мировой памяти. Воланд – образ общечеловеческой исторической памяти, Иешуа Га-Ноцри – накопленная память «общей» мировой души. Воланд «помнит» и знает все, он присутствует всегда и всюду во все времена: и у прокуратора Понтия Пилата и за завтраком у Канта. «Память» Иешуа Га-Ноцри – это, прежде всего, память об истинном человеке и его сущности («злых людей нет на свете» [1; 29]) и об опыте страданий общечеловеческих. Это память и о том, что будет: «Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть» [1; 32]. Память Иешуа Га-Ноцри приобретает смысл истинного знания и мудрости.

Память, являясь необходимым условием жизни души для одних героев романа, для других становится личным страданием, непреходящей мукой. «…Беспокойная исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя» [1; 372]. И Мастер и Понтий Пилат обретают вечный покой, освобождаясь от мучительных воспоминаний. А Ивану Бездомному память дает лишь временное освобождение: «Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто» [1; 384].

Изображение прошлого через индивидуальную память играет существенную роль не только в создании и формировании образов персонажей романа, но и является одним из аспектов в трактовке концепции времени произведения. Герои «низшей» ступени не имеют времени, их существование условно. С представителями второй ступени происходит преображение с развитием сюжета романа. Иван Бездомный обретая «память», получает возможность земной жизни в реальном времени. Время Мастера и Маргариты из земного переходит вечное. Верхняя ступень классификации, в лице Воланда и Иешуа Га-Ноцри, являет собой образ вечности и носит надвременной характер.

Список литературы
1. Булгаков, М. А. Собрание сочинений: В 5 т. / Редкол.:Г.С.Гоц и др. / Подгот.текста Л.М.Яновской, В.В.Гудковой, Е.А.Земской / Коммент.Г.А.Лесскиса, В.В.Гудковой, Е.А.Земской / Худож.Ю.Копылов, Т. 5, Мастер и Маргарита. Письма. - Москва: Художественная литература, 1990. - 734 с.
2. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской
философии и науке / П. П. Гайденко; [ред. И. И. Блауберг; оформ. Г. К. Ваншенкина]; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - Москва: Прогресс-Традиция, 2006. - 463 с.
3. Драчева, С.О. Лексическая темпоральность и сюжетно-композиционная организация романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / С.О. Драчева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. - № 7. – С. 128-134.
4. Лазарева, М. А. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») / М.А.Лазарева // Вестник Московского университета. – 2009. - № 4. – С. 39 – 54.

А. Н. Каверина

Концепция времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Опубликовано 30.10.2023 16:28 | Просмотров: 217 | Блог » RSS