26.02.2020 22:40
Китай глазами русского школьника
На современном этапе развития российского государства наблюдается тенденция сближения, тесного взаимодействия и сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Интерес к Востоку очевиден.
Тесные связи России с Поднебесной берут свою давнюю историю с 1618-1619 гг., когда состоялась поездка-миссия во главе с учителем Иваном Петлиным. Цель миссии - описание новых путей в Китай, сбор сведений о нем и соседних странах - была с успехом достигнута, а отчет Ивана Петлина о поездке - «Роспись Китайскому государству и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам и дорогам» стал наиболее полным со времен Марко Поло описанием Китая.
В современном образовательном процессе, в гражданском и нравственном воспитании неотъемлемым элементом жизненных принципов человека стала толерантность, закрепившаяся безусловной истиной.
Для выявления отношения младшей группы молодежи к Китаю в одной из карельских школ был проведен опрос. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с историей, культурой, этническим обликом народа Китая. Среди вопросов были те, которые предполагают наглядную демонстрацию знаний учащихся курса всеобщей истории, которую они изучают на протяжении школьного обучения. Также были заданы вопросы, которые предполагают эрудицию и информированность школьников в отношении современных событий и новостей. Были поставлены и те вопросы, которые, на взгляд автора, могут скомпрометировать знания учащихся. Например, довольно резко и стереотипно могут звучать ответы на вопрос: «Чем, на Ваш взгляд, китайцы отличаются от русских?».
В опросе приняло участие 72 учащихся трех уровней: начального, основного и полного среднего образования. 35 процентов составили респонденты из 2-4-х классов (25 респондентов), 65% - учащиеся среднего звена и старшеклассники; поровну разделилось количество опрошенных людей по половому признаку.
Говоря об историческом пути развития Китая, из наиболее известных событий в ответах респондентов было упомянуто в основном лишь грандиозное строительство Великой китайской стены, однако были и весьма оригинальные ответы: «X-XIII вв. - распад империи Тан», «Война с нами», «Война СССР с Китаем 1946 г.», загадочный ответ учащегося 4 класса «1945-1978». В период проведения опроса учащиеся всех классов на уроках истории больше знакомились с Отечественной историей, а не всемирной ввиду особенностей учебной программы. Вероятно, это и повлияло на отсутствие в ответах разнообразных исторических событий связанных с Китаем.
Из достопримечательностей КНР более 60% респондентов вспомнили о Великой китайской стене (44 респондента), также была упомянута статуя Будды.
Среди ответов о национальной китайской кухне значатся такие продукты питания: рис, суши, лапша, роллы, пельмени, морская капуста, рыба, тараканы под маслом, опарыш под шубой, букашки-таракашки, лягушки, лягушачьи лапки, медузы, черви, насекомые, змеи, улитки, ракушки. Респонденты не совсем понимают характерные особенности китайской кухни, смешивая ее с национальной кухней Японии. Тем не менее, школьники отмечают экзотичность китайских блюд.
В ответах на вопрос об отличиях китайцев и русских весьма тривиальными были ответы о разрезе глаз представителей монголоидной расы. Кроме общих слов о внешности, было упомянуто, что «у них больше машин и их легче купить», «почерк другой» «они умнее», «очень трудолюбивы», «дольше живут».
Среди городов, которые хотели бы посетить учащиеся: Пекин («потому что столица», «очень красивый город», «хочу посмотреть Храм Неба»), Гонконг («в этом городе снимался Жан Клод Ван Дамм», «потому что я его только и знаю»), Шанхай. Упомянут несколько раз Токио, что свидетельствует об отсутствии общей эрудиции части респондентов.
Самым известным человеком Китая по результатам опроса можно смело считать гонконгского актера и режиссера Джеки Чана, упомянутого каждым третьим респондентом (24 ответа). Среди прочих знаменитостей - реальных и псевдо китайцев - Конфуций, Мао Цзедун, Брюс Ли, Ванесса Мэй, Ким Чен Ир и даже Чингисхан.
Оценивая вклад китайцев в мировую культуру, респондентами было отмечено: «Китай - крупнейший поставщик машин для всего мира», «китайцы изобретают очень много всего», «завоевали мировой рынок», «изобрели фарфор, порох», «у них появилось книгопечатание», «у них много школ искусств кун-фу», а пятеро учащихся третьего класса достижением отметили китайскую вежливость, что соответствует действительности.
Резюмируя, отметим, учащиеся имеют весьма общее представление о Китае, знают об известнейшем сооружении - Великой китайской стене, крупнейших китайских городах, актерах, мыслителях, однако часто в их представлении нет четкой границы между китайской и японской культурой. Самые удивительные познания респондентов наблюдаются в отношении национальной китайской кухни. Однако многое становится объяснимым, когда читаем отрицательный ответ об опыте общения с китайцами: не успели еще пообщаться школьники с ними, потому и сложно им судить о стране. Подчеркнем, что негативного отношения к китайцам у школьников нет, выходит, толерантное отношение к ним существует. А данное исследование подогрело любопытство респондентов, значит, толчок для развития интереса к Китаю уже сделан!
А. В. Котович
Опубликовано 26.02.2020 22:40 | Просмотров: 490 | Блог » RSS |