27.07.2020 12:10
Характеристика современного состояния отраслевого рынка услуг сотовой связи
Анализируется отраслевой рынок услуг сотовой связи на современном этапе его развития. В исследовании оцениваются особенности, емкость, доли рынка и положение основных лидеров.
Ключевые слова: отрасль связи, телекоммуникации, мобильный оператор, абоненты сотовой связи.
В настоящее время рынок мобильной связи наиболее динамично развивается как в России, так и во всем мире. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых, позволяющим снижать стоимость и повышать качество связи. В отрасли появляются новые продукты, которые становятся доступны широкому кругу населения [1].
Растет количество компаний, заявляющих о своем намерении использовать для развития бизнеса в первую очередь мобильные каналы связи. В настоящее время одновременно существует множество стандартов мобильной связи: наряду с 4G продолжают использоваться 3G и 2G. Ежегодно продается более 1 млрд смартфонов, при этом сам термин «смартфон» охватывает целый ряд устройств с широким диапазоном цен и функциональных возможностей. Раньше сервисы коротких сообщений были единственным способом обмена текстовыми сообщениями между устройствами; сегодня для этого существует несколько различ¬ных возможностей.
По итогам 2014 года, сообщает Интерфакс, количество абонентов в РФ составило 240,3 млн (уровень проникновения мобильной связи незначительно снизился до 166,8 % со 168,2 %), что свидетельствует о достаточном насыщении. Все больший вес приобретают увеличение голосового трафика и использование неголосовых сервисов, в первую очередь услуг передачи данных в результате увеличения покрытия сетей 3G.
По данным GSA, в 2014 году количество абонентов мобильной связи в мире составило около 7 млрд человек. Из последних отчетов Ericsson следует, что через пять лет – это число достигнет 9,2 млрд, что соответствует 93 % населения планеты. К 2019 году уже треть мобильных подключений будет осуществляться в LTE-сетях.
По итогам 2014 года суммарная выручка операторов мобильной связи в мире превысила 1 трлн долларов (рост на 2,9 %) за счет роста использования мобильного интернета.
К 2019 году ожидается, что объем сегмента мобильной передачи данных достигнет 456,7 млрд долларов (44,7 % от всего рассматриваемого рынка) за счет увеличения абонентской базы операторов и повышения емкости мобильных сетей.
Значимость количества новых контрактов в бизнесе операторов постепенно снижается. Имеется тенденция смещения основного фокуса в сторону удержания существующей абонентской базы посредством более четкого сегментирования по группам клиентов и расширения ассортимента. Соответственно, должно снизиться число «мигрирующих абонентов», переклю¬чающихся от одного оператора к другому в поисках наиболее дешевых тарифов.
Если рассмотреть отдельно МТС, МегаФон и ВымпелКом - крупнейшие компании в России, - то их положение будет следующим [5]. У компании МТС наблюдаются самые высокие темпы роста финансовых показателей, наибольшее число обслуживаемых абонентов в России, широкий перечень предоставляемых услуг и хорошие показатели эффективности деятельности компании. На втором месте по числу абонентов находится компания ВымпелКом (ТМ Билайн). Такое положение компании связано в первую очередь с неоправданным внедрением новых услуг, неготовностью абонентов оценить новые возможности и нести дополнительные расходы за них. Недостаток официальных представительств также влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания, которые не могут, предоставит дилеры. В сентябре 2015 года ПАО «Вымпелком» начинал оптимизацию оргструктуры, в ходе которой были сокращены десятки процентов сотрудников, по словам гендиректора компании Михаила Слободина в интервью телеканалу «Россия 24». На данный момент уже сокращены многие региональные управления. Третье место на рынке операторов сотовой связи в России уверенно занимает компания МегаФон. Небольшая доля абонентов связна с тем, что МегаФон является сравнительно молодой компанией (основана в 2002 году) и имеющей не такой большой рынок предоставления услуг. Также снижает привлекательность компании для новых абонентов то, что она предоставляет голосовые услуги по ценам выше, чем у конкурентов. Такое распределение мест существует с конца 2013 года до последнего момента.
Также стоит добавить, что для отрасли связи в России на данный момент характерно доминирование сегментов сотовой связи. По объему доходов в 2014 году сегменты занимали приблизительно следующие доли:
1. Услуги мобильной электросвязи - 47 %.
2. Услуги по присоединению и пропуску трафика - 15 %.
3. Услуги местной телефонной связи - 11 %.
4. Доля рынка документальной электросвязи - 11 %.
5. Услуги междугородной и международной связи - 12 %.
6. Прочие услуги связи - 4 %.
Объем доходов операторов сотовой связи ЦФО с населением около 37 млн человек (26 % от населения страны), составил в 2014 году 43 % объема всего рынка. Из них около 78 % пришлось на Московский рынок, который продолжает оставаться крупнейшим в России. Доля суммарного вклада других федеральных округов (население превышает 104,7 млн) в доходах отрасли составила 56,9 %.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что присутствующие на рынке услуг сотовой связи в России компании меняют направление своего развития в сторону удержания существующей абонентской базы, совершенствуя предлагаемые пакеты услуг по объему и цене. Также нужно отметить стабильное положение тройки лидеров на рынке, которое вряд ли измениться в ближайшее время. Можно констатировать, что в России на сегодняшний день сегменты сотовой связи занимают доминирующую позицию в отрасли связи.
Список использованной литературы
1. Васильева С. В., Секисов А. Г. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. Чита: ЧитГУ, 2011. 125 с.
2. Дударенко Е. В. Перспективы инвестиционного развития операторов мобильной связи // Проблемы современной экономики. 2011. № 3.
3. Журавлева Л. А., Слободкин В. С. Рынок телекоммуникационных услуг России: оценка и перспективы развития // АВАЛЬ. Сибирская финансовая школа. 2012. № 3. С. 37-41.
4. Розанова Н. М. Буличенко Д. А. Конкуренция в телекоммуникационной отрасли: сетевой рынок в условиях продуктовой дифференциации // Terra Economicus. 2011. Т. 9, № 1. С. 17-32.
5. Фомина Т. А. Анализ рынка операторов сотовой связи // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 466-468.
6. Harno J. Impact of 3G and beyond technology development and pricing on mobile data service provisioning, usage and diffusion // Telematics and informatics. 2010. Vol. 27, № 3. P. 269-282.
Т. О. Маркова
Опубликовано 27.07.2020 12:10 | Просмотров: 909 | Блог » RSS |