28.06.2020 13:12
К вопросу об оценке результатов обучения в дополнительном профессиональном образовании
Рассматривается проблема оценивания результатов обучения по программам дополнительного профессионального образования. Предлагается подход, основанный на сочетании количественных и качественных подходов в оценивании.
Ключевые слова: профессиональное образование, оценивание, педагогические измерения.
Образование человека и его самообновление осуществляется на протяжении всей жизни. Школьные годы и университетские дипломы, несомненно, вносят вклад в жизненную траекторию и успехи в профессиональной деятельности человека. Однако в современных условиях экспоненциально меняющегося мира, позволяющих человеку перемещаться в поисках лучшей работы и условий проживания, формируются новые требования к образованию [4]. Образование человека может осуществляться в различных видах и формах (формальных, информальных, спонтанных), а актуальные требования к программам обучения формулируются в терминах «быстро», «практично», «удобно». Это означает, что на смену традиционной парадигме образования приходит модульность и гибкость, высокоэффективные технологии обучения и адаптивность, независимость оценки компетенций и квалификации, сформированных вне формальной системы образования. Перед обществом стоит задача формирования качественно нового «ландшафта», где образование является драйвером прорывных идей развития и базой совершенствования интеллектуального потенциала. Усложняется мир профессий, их типология в сфере трудовой деятельности чаще становится все более нечеткой и размытой. Зачастую обучение на профессиональных образовательных программах продолжительностью четыре - пять лет становится экономически и прогностически нецелесообразным в виду устаревания тех или иных профессий [5].
Несоответствие профессиональной квалификации выпускников перспективным требованиям экономической деятельности отмечается многими работодателями как проблема неактуальности содержания программ профессионального образования. Слабая подготовка к коммуникации, дальнейшему самообразованию, отсутствие критического мышления и навыков работы в команде выделяется сегодня как существенный недостаток в профессиональной подготовке в части сформированности общекультурных компетенций и навыков XXI века. В свою очередь, как показал проведенный ВЦИОМом опрос, что выпускники вузов указывают на недостаточность практикоориентированной подготовки [6].
Отвечать на стремительные вызовы времени в условиях сочетания фундаментальной подготовки, присущей большинству образовательных программ высшего образования, и инноваций, подтвердивших свою состоятельность в странах с высокоразвитыми системами образования, необходимо через поддержание и развитие системы непрерывного образования. Изменения в экономической и социальной сферах, демографические тенденции также свидетельствуют об актуальности перехода к модели обучения на протяжении всей жизни. Такой переход, о котором, как правило, ведется больше разговоров, расширение и появление новых форм образовательных программ для взрослых становятся актуальными задачами вследствие социально-экономических и демографических изменений в мире [3]. Профессиональные компетенции современных специалистов могут появляться в результате участия в разных типах деятельности (обучение, работа, тренинги и т. п.). Практическая подготовка возможна в рамках программ, где задействованы современные технологические линии, оборудование и методы организации. В обозначенных условиях дополнительное профессиональное образование становится не просто формальной возможностью повысить свою квалификацию, но реальным способом получить новые навыки и компетенции для жизни в условиях неопределенности и усложнения мира.
Для программ дополнительного образования вопросы обеспечения качества и оценка результатов обучения является такими же актуальными, как и для основного образования. Без объективной информации о достигнутых эффектах и результатах невозможно совершенствовать образование и обеспечивать его качество. В силу своей специфики программы ДПО в полной мере могут реализовываться в гибридном формате, сочетая очное и онлайн-обучение. При такой организации обучения необходимы эффективные инструменты для оценивания учебных достижений и вовлеченность слушателей на протяжении всего периода реализации образовательной программы, которые бы в полной мере соответствовали выбранному формату и обеспечивали гибкость и индивидуализацию.
Так, этапы освоения образовательной программы, реализуемой в онлайн-режиме, могут оцениваться на количественной шкале педагогических измерений с помощью тестов. Отметим, что под тестом не следует ошибочно понимать только лишь задания с множественным выбором ответов. Тест – это совокупность заданий, отвечающих требованиям теории педагогических измерений, имеющих устойчивые параметры трудности и дифференцирующей способности и предъявляемых по заданным правилам [Малыгин]. Такой инструментарий должен быть разработан с учетом определенного профессионального стандарта и заложенных в него необходимых знаний и умений, относящихся к конкретным трудовым функциям.
Этап итогового оценивания результатов обучения возможно организовать в формате очной защиты проектов - это качественный уровень в педагогических измерениях, поскольку предусматривает экспертное оценивание. Метод проектов - признанный эффективный метод активного и самостоятельного образования. Запуск такой модели оценивания должен происходить на старте обучения, когда формулируются желаемые образовательные результаты и критерии оценивания.
Такой подход к оценке результатов обучения, сочетающий в себе количественный и качественный уровни измерений, наиболее полно отвечает современным взглядам на организацию дополнительного профессионального образования. Для усвоения четко определенных знаний - онлайн-обучение с модулем тестирования, предпочтительно в адаптивном режиме [1]. В целях получения определенных навыков и способов деятельности - проектный метод с последующим представлением и защитой. В целом же, образовательные программы ДПО должны быть сопряжены с конкретными ПС, а инструментарий, с помощью которого проводится оценка результатов обучения и аттестация работников, должен обладать высокой прогностической валидностью. Разработка такого инструментария и внедрение его в широкую практику должна опираться на доказавшую свою состоятельность и эффективность теорию педагогических измерений, аппарат которой позволяет получать высоко надежные (объективные) и обоснованные (валидные) оценки об уровне сформированности компетенций и навыков [2].
Список использованной литературы
1. Звонников В. И. Малыгин А. А., Челышкова М. Б. Оценивание в высшем образовании: от линейности к адаптивности // Известия вузов. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 5. Вып. 2. С. 166-171.
2. Малыгин А. А. Теория педагогических измерений как научная основа для повышения эффективности контрольно-оценочных процессов в образовании // Известия вузов. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 1. Вып. 2. С. 154-158.
3. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В. В. Галкин, Д. С. Зуева, А. Е. Волков, А. А. Климов, Д. С. Конанчук, П. Б. Мрдуляш; под ред. А. А. Климова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 104 с.
4. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырёхмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха / Центр перепроектирования учебных программ. Бостон, MA, МШУ «Сколково», 2015. 212 с.
5. http://atlas100.ru/
6. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775
Н. Н. Кузьмина, А. А. Малыгин
Опубликовано 28.06.2020 13:12 | Просмотров: 712 | Блог » RSS |