26.08.2020 16:26
К изучению структуры социокультурных потребностей студенческой молодежи. Часть 1
Приведены данные исследования социокультурных потребностей студенческой молодежи. С помощью факторного анализа была выявлена структура социокультурных потребностей студентов.
Ключевые слова: социокультурные потребности, потребности, студенты, молодежь.
Самосовершенствование, творческая активность, профессиональное развитие, сохранение традиционных семейных ценностей, чувство национально-гражданской идентичности сегодня определяют важные социокультурные векторы государства. Определен целый ряд государственных ориентиров, определяющих необходимость развития и укрепления активной гражданской позиции, традиционных ценностей, нравственности и патриотизма [4].
Изучение потребностной сферы представлено в научных трудах известных ученых. Исследованием индивидуальных потребностей индивида занимался А. Маслоу. Иерархия потребностей А. Маслоу позволила уточнить определения социальных и социокультурных потребностей [2]. М. Н. Бережной выделяет две большие группы потребностей: базовые и ценностно-ориентированные, которые в свою очередь ветвятся на более узконаправленные потребности [1]. А. Г. Здравомыслов в своей книге разделил понятия ценностей, потребностей и интересов. М. С. Каган на основе обобщенного опыта зарубежных и отечественных философов о проблематике ценностей создал оригинальную концепцию теории ценности, связанную с разработанной им философией культуры. В. Н. Сагатовский утверждал, что удовлетворение потребностей возможно при наличии не только внешних, но и внутренних возможностей субъекта [3].
Однако приходится констатировать, что на сегодняшний день недостаточно исследований специфики, содержания и категориального статуса феномена «социокультурные потребности» - потребности, характеризующихся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [5]. Целью нашей работы является создание структурной модели социокультурных потребностей студенческой молодежи.
Первый этап изучения понятия социокультурных потребностей позволил составить список данных потребностей. В исследовании приняли участие студенты вузов Ивановской области (n=384). Следующий этап исследования предполагал определение степени выраженности социокультурных потребностей у студенческой молодежи. В исследовании были также задействованы студенты вузов Ивановской области (n=341). Математико-статистическая обработка данных опроса показала, что мнение респондентов достаточно однородно. Для выявления структуры факторов, определяющих модель социокультурных потребностей, нами был проведен факторный анализ (использовался метод главных компонент) потребностей студенческой молодежи. Рассмотрим наполнение выделенных факторов.
Т. С. Стрункина
Продолжение следует
Опубликовано 26.08.2020 16:26 | Просмотров: 931 | Блог » RSS |