01.12.2022 13:15

Японские мотивы в творчестве Ван Гога. Часть 2

Японские мотивы в творчестве Ван Гога. Часть 2

В Париже были написаны также копии гравюр на картины Хирошиге. Вначале на лист наносилась сетка, позже - рисунок согласно оригиналу. Позднее сетка и рисунок переносились на холст так же, как в наброске. При использовании красок чётко прорисовывались контуры, пустоты заполнялись яркими цветами, иероглифы были также перенесены на поверхность. Настоящее время может видеть только три копии: две авторства У. Хирошиге "Цветение сливового сада" и "Мост под дождём", третья - "Куртизанка" К. Эйсена [4].

Февраль 1888 г. ознаменован переездом художника в Арль. Здесь Винсент нашёл вдохновение в цветущих садах, разводных мостах. Характерным для японской манеры писания является использование приёмов чёткого разделения цветовых зон, графизма и контурности.

Особенно явно использование приёмов проявляется в картине "Мост Ланглуа". Образ «Моста Ланглуа», несущий идею обновления, соединяющий мысль о родине с новым «южным» идеалом светоносности, должен был выглядеть реальным – пронзительнореальным, как эйдетический сон, – но не оптически-иллюзорным [2; 217]. Видны тенденции к упрощению и разделению цвета: оранжевый песок, зеленый луг, прозрачное голубое небо. Японские гравюры отличны стремлением к гармонии. В данной картине видна тенденция к ритмичной взаимосвязи отдельных компонентов и внутренняя смысловая наполненность. Массивные кубические монолиты дают устойчивость, столбы и стройные тополя – устремленность в высоту, диагональное направление реки – глубину, прачки и лошадь, переезжающая через мост, – движение, расходящиеся круги на воде – центр, вокруг которого располагается остальное; все венчается взнесенной легкой полуаркой мостовых перекрытий на фоне неба [2; 217]. Создание "Моста" не было воплощением определенного стиля: в дальнейшем воплощение японского, голландского, импрессионистского сольётся в единый стиль Ван Гога. 144 Винсент Ван Гог. Мост Ланглуа в Арле, 1888 г.

Художника впечатляли темпы выполнения работ. «Сравни с теми людьми, которым требуется проводить в ателье месяцы, а то и больше, чтобы что-то сделать, и то часто получаются блеклые, вялые вещи, – писал он из Арля сестре. – ...Я представляю себе, что когда-нибудь впоследствии представители человеческого рода сумеют действовать без колебаний, с первого взгляда будут безошибочно сочетать краски и рисовать молниеносно» [2; 234]. Этим объясняется создание около одной тысячи работ в течение семи лет.

В своих работах художник стремился отразить вещи не под собственным видением, а выражая подлинность существования данного предмета. Идеальным согласно Ван Гогу должно было стать безусловное изображение, схожее с изображением на сетчатке глаза.

Одним из ярчайших становится изображение подсолнечников на одноименной картине. Специфической чертой является подлинное ощущение натуральности подсолнухов при их реальной искусственности. Данная картина сочетает в себе различные приёмы. Это видно в изображении вазы и цветков с поникшими венчиками. Первое изображено в простой технике, графично, с явным плоским разделенным цветом, как и горизонт. В это же время форма и фактура поникших цветков говорит об их существовании вне пределов данной картины. Цветки нисколько не уступают своим собратьям в реальности благодаря приёму пастозного нанесения. Именно такое сочетание техник позволяет производить впечатление "живого".

В Арле была найдена наиболее приемлемое сочетание техник. Примечательно сама сумма: при использовании большей "телесности" благодаря пастозному наложению краски художник менее "японизирует" в краске, и наоборот. Таковое сочетание стало воплощением цели художника об изображении реального предмета. Поль Гоген впоследствии говорил, что настоящий художник «должен обладать той простотой духа, которая позволяет ему думать, что он писал лишь то, что видел... Рассуждая, художник должен, конечно, отдавать себе отчет в том, что его картина – условность, но, когда он пишет, им должно владеть чувство, что он копирует натуру. И, даже отступая от натуры, он должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи» [1]. Ван Гог обладал этой простотой духа.

Несомненно, именно в Арле художник был близок к пику творческого гения. Для М.-Е. Тральбо живописная техника Ван Гога в Арле является амальгамой западных традиций и восточных методов. Здесь он приобрёл способность рисовать и живописать одновременно, в чём и есть великая заслуга живописи японских художников Хокусая и Хирошиге.

Таким образом, японское искусство оказало немаловажное влияние на становление уникальной техники Винсента Ван Гога. Внедрение влияния можно проследить в течение голландского и парижского периодов жизни и творчества художника. Именно японский графизм, контурность, четкое отделение цветовых зон внесли индивидуальность в картины Винсента, сделали их привлекательными и для современного зрителя.

Список литературы

1. Басин Е., Волобуев В. Уроки Ван Гога [Электронный ресурс] / Е. Басин, В. Волобуев. - Электрон. дан. - [Россия], 2008. - URL: https://profilib.net/chtenie/97339/evgeniy-basin-urokivan-goga-16.php, свободный. - Яз. рус. - (13.04.2018).
2. Дмитриева, Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник / Н. А. Дмитриева. – Москва: Наука, 1984. – 398 с.
3. Письма к брату Тео / Винсент Ван Гог. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 480 с.
4. Сидельникова Е. Внутренняя Япония Винсента Ван Гога [Электронный ресурс] / Е. Сидельникова. - Электрон. ст. - URL: https://artchive.ru/publications/2433~Vnutrennjaja_Japonija_Vinsenta_Van_Goga, свободный. - (14.04.2018). 5. Чудова А. Винсент Ван Гог / А. Чудова. - Москва: Издательство АСТ, 2017. - 160 с.

П. Р. Башарова

Японские мотивы в творчестве Ван Гога. Часть 2

Опубликовано 01.12.2022 13:15 | Просмотров: 510 | Блог » RSS