01.12.2022 13:16

Японские мотивы в творчестве Ван Гога. Часть 1

Японские мотивы в творчестве Ван Гога. Часть 1

Аннотация. Автором анализируется роль влияния творчества японских художников на становление самобытной техники Ван Гога, выявляются схожие черты в картинах Ван Гога и японских гравюрах. Показывается процесс синтеза японских и импрессионистских приёмов в картинах Винсента Ван Гога.
Ключевые слова: Винсент Ван Гог, Хирошиге, импрессионизм, японские гравюры, изобразительное искусство, Франция, Япония, контурность.

Винсент Ван Гог является легендарной личностью. Художник занимает особое место в культуре XIX века. Феномен Ван Гога заключается в том, что при продолжительности жизни в 37 лет только последние семь были задействованы в творческой деятельности [5; 3]. Представители разных течений и направлений конкурируют за назначение Ван Гога выдающимся представителем именно их течения. Но в XIX в. художник ни относился ни одной из известных школ, а его техника представляла уникальное смешение импрессионизма и японских гравюр, что поражает современников, как искусствоведов, так и почитателей его творчества.

Проникновение Японии в Европу началось с 1870-ые гг. благодаря поставкам партий деревянных гравюр моряками с Дальнего Востока. Первое знакомство Винсента с японской гравюрой произошло осенью 1885 г. в голландском городе Антверпен. Гравюры были для него откровением. В них идеально воплощался образ «народных картин»: простота, артистичность, доступность, - прообраз искусства, доступного «всем, у кого есть глаза», непосредственно вплетённого в жизнь общества [2; 94]. «Японец рисует быстро, молниеносно, нервы у него тоньше, а восприятие проще [3; 281].

Является примечательным место Японии в мировоззрениях художников XIX века. Хирошиге, Хокусай и другие создавали в глазах импрессионистов не более чем образ. Вполне логичным является умозаключение о существовании реальности в отдельности от представлений художников. Об это свидетельствует плохо знание истории и традиций народа, повседневной жизни "простого" человека. Однако, даже руководствуясь лишь зрительным образом, художникам удавалось находить и воплощать новое видение мира.

Ван Гог отмечал ловкость воплощения искусства в жизнь. Увлечение Ван Гога японскими цветными гравюрами потому и было столь страстным (более страстным, чем его отношение к импрессионизму и неоимпрессионизму), что тут его манила не «техника», а какое-то более глубокое и интимное созвучие его заветным идеям о роли искусства в жизни [2; 199]. Простым и позитивным искусством, воплощением "народных картин" представлялись гравюры художнику.

С 1886 по 1888 Ван Гог проживает в Париже. Здесь художник знакомится с другими импрессионистами, находит товарищей по цеху. Покров и помощь во многом была оказана хозяином лавки и одновременно другом Танги. В качестве благодарности за поддержку был написан портрет француза. На портрете Ван Гог изображает продавца картин сидящим со скрещенными на животе руками, что создаёт подобие бога. В графическом наброске особенно прослеживается характерная черта наружности японцев - узкие глаза. На заднем фоне прорисовано множество сюжетов, взятых с японских гравюр, - лиловые ирисы, очертания Фудзиямы, фигуры танцовщиц, цветение сакуры, воинственные самураи. Особенное внимание было уделено самому образу изображаемого предмета или человека. Хочется отметить феномен уникальной передачи характера человека в наружности на картине. Поза Танги кажется абстрагированно-умиротворённой, доброжелательной и одновременно открытой. Тем самым художник исполняет символично образ Танги как стихийного Будды для всех художников Парижа: зачастую художникам, временно не имеющим покров над головой, было предоставлено место для жилья. Выражению лица также был сообщён японский образ.

Япония повлияла на Винсента также и в смене сюжета написания. Приоритетными стали пейзажи, растения, животные и бытовая тематика вместо городских пейзажей и портретов. Ключевым направлением в творчестве до конца дней останется природа. Воспроизведением мотивов животных и природы были заняты японские живописцы.

П. Р. Башарова
Продолжение следует

Японские мотивы в творчестве Ван Гога. Часть 1

Опубликовано 01.12.2022 13:16 | Просмотров: 1141 | Блог » RSS