26.07.2022 16:43

Использование интенсивных методик при обучении немецкому языку на разных этапах школьного обучения. Часть 2

Использование интенсивных методик при обучении немецкому языку на разных этапах школьного обучения. Часть 2

Г. А. Китайгородская отмечает, что мы обучаем не отдельно словарю, грамматической форме или фонетике, мы обучаем коммуникативному акту, как средству выражения мысли [1]. Выделяются следующие особенности интенсивной технологии обучения:

А) использование приемов, активизирующих сознательные и подсознательные процессы психики для создания обширной и прочной языковой базы;
Б) разработка заданий, мотивирующих общение;
В) оптимальная организация коллективного взаимодействия учащихся между собой и с учителем.

Прежде всего, надо отметить, что языковой материал вводится и закрепляется всегда в контексте общения в виде полилогов с ролевой представленностью в них всего состава учебной группы. Полилоги включают в себя как диалогическую, так и монологическую речь, соотношение между которыми определяется задачами конкретного этапа обучения. Обучающиеся – участники событий, которые с ними происходят. Моделируется речевое поведение обучающихся в разнообразных ситуациях повседневного общения. Основные ситуации общения сводятся к следующему: сообщение информации, получение информации, выражение своего отношения, оценка ситуации, решение ситуации. В каждой ситуации перед обучающимся стоит коммуникативная задача, что означает:

А) уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
Б) уметь правильно спланировать свою речь;
В) найти адекватные средства для передачи содержания;
Г) обеспечить обратную связь.

Здесь можно говорить об обучении на основе модели коммуникативной ситуации. Обучение будет более продуктивным, если оно осуществляется на основе ситуации, имитирующей (моделирующей) ситуацию реального речевого общения [2]. Речь идёт о такой ситуации, в которой человек мог бы представить себя на месте того, кто говорит, представить, кому, что и с какой целью говорит. Для интенсивного обучения характерно осмысление обучающимися нового акта речевой деятельности и эмоциональная подключенность (например, задание: «Вы обязательно должны уехать в город, так как завтра утром ваш доклад. Для вас это очень важно, а билет достать почти невозможно…»)

Отличительная черта интенсивного обучения – преимущественная установка на непроизвольное запоминание, которое обеспечивается созданием на занятиях атмосферы эмоционального подъема, сопровождением речевой коммуникации паралингвистическими средствами, максимальным использованием ритмических и музыкальных особенностей реплик и высказываний. Учащиеся не осознают, что они учатся, так как создается сильная иллюзия реальной коммуникации.

Каждая из рассмотренных методик интенсивного обучения имеет свои особенности. Но мы полагаем, что все они не могут использоваться как основной метод обучения, так как они переключают основное внимание на какой-то один аспект обучения, при этом упуская из виду другие, не менее важные. С другой стороны, эти методики с разных точек зрения подходят к процессу школьного обучения и предлагают необычные способы обучения, которые, возможно, действуют эффективнее, чем традиционные системы. В ходе изучения теоретических материалов выяснилось, что в условиях средней школы интенсивная методика в силу своей гибкости и довольно высокой результативности может быть использована на любом этапе обучения. На начальном этапе, когда нам важно пробудить и поддерживать интерес обучающихся в изучении иностранного языка, целесообразно организовывать ролевое взаимодействие обучающихся, например, в обучении говорению, когда ребята могут выступать в роли сказочных героев, фантазёров и чудаков. На среднем этапе, когда интерес и мотивация к обучению у обучающихся снижается ввиду возрастных особенностей, важно также предлагать задания, мотивирующие общение. Для обучения чтению Г. А. Китайгородская, например, рекомендует выбирать такие дидактические тексты, с помощью которых проверяется отношение учеников к социальным и личностным ценностям, к роли межкультурного общения для взаимопонимания и сотрудничества. На старшем этапе целесообразно также использовать метод создания коммуникативной ситуации, когда обучающиеся играют новые коммуникативные роли (гида, работодателя) с конкретной потребностью, мотивом, целью убедить, доказать.

Мы полагаем, что интенсивный метод не применим в полном объёме для изучения школьной программы по иностранному языку, однако отдельные приёмы интенсивного метода могут быть успешно использованы на уроке иностранного языка на разных этапах школьного обучения. В процессе дальнейшего исследования планируется выявить конкретные способы интенсификации обучения немецкому языку, эффективные для каждого этапа обучения.

Список литературы

1. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. – М., «Высшая школа», 1986.– 103 с.
2. Кузнецова Т. М. Обучение устной речи на основе модели коммуникативной ситуации // Иностранные языки в школе. – 2013, № 4, 65 с.
3. Лозанов Г.К. Суггестология / Г. К. Лозанов. – София: Наука и искусство, 1971.– 350 с. 98
4. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб.пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. –М.: Филоматис, 2006.– 480 с.

М.В.Етко Институт иностранных языков

Использование интенсивных методик при обучении немецкому языку на разных этапах школьного обучения. Часть 2

Опубликовано 26.07.2022 16:43 | Просмотров: 241 | Блог » RSS