12.11.2018 21:51

Интерактивные стратегии музейной деятельности: социокультурные функции

Интерактивные стратегии музейной деятельности: социокультурные функции

В современном мире в связи с высочайшими темпами глобализации складывается ситуация, при которой классические музеи, ориентированные на работу в концепции «хранение-изучение- популяризация», использующие традиционные формы работы с посетителями, находятся в обстановке жесткой конкуренции со средствами связи, интернета, мультимедиа технологий. Возникает необходимость пересмотра принципов подачи материала в музее, усовершенствования дидактических материалов, появления новых форм работы с посетителями.

В настоящее время проблема привлечения посетителей в музей является одной из самых актуальных. Открываются музейные клубы, кружки, детские центры, театральные студии в которых с помощью различных технологий достигаются высокие цели: проходит процесс «формирования нового культурного человека». Специалисты все чаще сходятся во мнении о том, что за подобными музейными практиками стоит будущее.

Современный музей должен стать культурно-созидательной площадкой, на которой становятся возможными процессы формирования общественного сознания. При этом эффективной стратегией данной деятельности является использование интерактивных форм.

Современные научные исследования показывают, что наиболее влиятельными социокультурными стратегиями музея становятся именно интерактивные, подразумевающие включение посетителя в музейные практики, диалог с музейными коллекциями и артефактами (начиная со ставших уже привычными во многих музеев медиапродуктов, заканчивая музейными перформансами с участием посетителей, музейными квестами и т.п.).

Анализ работы российских музеев (федеральных и региональных) позволяет говорить о том, что интерактивные формы работы играют большую роль в реализации социокультурной миссии музея.

Подобные выводы позволяет сделать и анализ проектов-победителей Благотворительного фонда В. Потанина («Где работает художник?», Калининград, 2008, «Волшебный свет игры», Музей-заповедник С.А. Есенина, 2010 г.), эффективность которых, во многом, обусловлена использованием интерактивных технологий работы с посетителями.

Проведенное исследование позволило нам разработать оригинальный социокультурный проект, включающий разнообразные интерактивные формы, в рамках Международной акции «Ночь музеев» на базе Плесского музея-заповедника в 2016 году.

Новикова Н.А.

Интерактивные стратегии музейной деятельности: социокультурные функции

Опубликовано 12.11.2018 21:51 | Просмотров: 142 | Блог » RSS