14.01.2023 10:56

Инновационный потенциал молодежи как ресурс профилактики девиантного поведения (на примере Республики Карелия). Часть 2

Инновационный потенциал молодежи как ресурс профилактики девиантного поведения (на примере Республики Карелия). Часть 2

Среди опрошенных респондентов 74% представителей женского пола, 26% – мужского. По возрастным группам респонденты распределились следующим образом: 18% в возрасте 14-17 лет, 43% – 18-21 год, 20,5% чел. – 22-25 лет, 18,5% – 26-30 лет. Большая часть респондентов (33%) обучаются в учреждениях высшего профессионального образования, 31% работают, 16,3% учатся в школе, 14% обучаются в учреждениях среднего профессионального образования, 3,5% безработных, 2% обучаются в учреждениях начального профессионального образования; 0,1% (8 чел.) на момент опроса находятся в отпуске по уходу за ребенком; 0,1% указали другие виды деятельности. 89% проживают в городской местности, 11% - в сельской. 79% обучаются или окончили городскую школу, 21% - сельскую. Очевидным плюсом является то, что среди опрошенных большинство фиксирует у себя наличие большей части качеств, присущих инновационной личности. Однако стоит отметить, что такие важные качества как владение инновациями и высокий уровень интеллекта находятся на низком уровне. В то же время стоит учитывать, что это лишь результаты самооценки молодых людей. Абсолютное большинство молодых людей (95%) имеют интерес к познанию чего-то нового. Чуть больше половины (61%) респондентов занимаются творчеством. Среди препятствий для занятия творчеством чаще всего звучали: нехватка времени, лень, отсутствие способностей к творчеству. Не исключались также варианты ответа, связанные с отсутствием условий для занятий творчеством в населенном пункте и недостатком средств. Далеко не все молодые люди легко приспосабливаются к изменениям, происходящим в их жизни. 50% ответили, что адаптация зависит от степени серьёзности изменений. При выполнении каких-либо учебных, рабочих или творческих задач респонденты примерно в равных долях предпочитают разные формы работы. Самый распространенный иностранный язык, которым владеют молодые люди – английский, однако уровень владения в среднем оценен ими на 3 балла. Вместе с тем почти 27% указали, что не владеют никакими иностранными языками. 70% молодежи хотели бы учиться на протяжении всей жизни, постоянно совершенствовать свой интеллектуальный уровень. Желание непрерывно обучаться является очень важным качеством инновационной личности. По результатам субъективной самооценки, только 20% молодежи владеют компьютером на 5 баллов. Большая часть (49%) оценила владение этой компетенцией на 4 балла.

Активная жизненная позиция и помощь другим людям является важным качеством инновационной личности, однако 60% респондентов не участвуют в деятельности какихлибо общественных организаций, движений, волонтерских отрядов и т.д. По результатам опроса школа не является активным субъектом в информированности учеников об инновациях в обществе, но позволяет реализовывать собственные инновационные проекты и идеи. Значительно лучше ситуация обстоит в вузе (на вопрос отвечали только окончившие или обучающиеся в вузе).

В ходе опроса респондентам предлагалось оценить по 5-бальной шкале качество формирования ряда компетенций. Большая часть опрошенных отметили готовность и способность к разумному риску, но оценили уровень сформированности на 3 балла; способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению, самообучению (3 балла); умение работать самостоятельно (4 балла). На такой же вопрос предлагалось ответить тем, кто обучается или обучался в вузе. Респонденты особо отметили: умение работать самостоятельно (5 баллов), умение работать в команде (5 баллов), способность и готовность к непрерывному образованию и получению новых знаний (4 балла). Вместе с тем 78% респондентов не имеют собственной инновационной идеи или проекта.

Для профилактики девиантного поведения среди молодежи важно то, как они сами понимают девиантное поведение. В большинстве случаев под девиантным поведением молодые люди понимают поведение, отклоняющееся от общепринятых или привычных норм в обществе. Акцент делается на негативные проявления этого явления. Большая часть опрошенных (42%) затруднилась в оценке собственных поступков с точки зрения девиантности, часть (32%) не признаёт их девиантными, 26% определяют свои поступки как отклоняющиеся. В то же время при описании этих поступков молодые люди довольно часто приводят примеры социально нейтральных или даже позитивных проявлений. Среди доминирующих вредных привычек молодежь называет неправильное питание, зависимость от социальных сетей, курение. Наравне с курением 200 раз был выбран вариант «никаких». С точки зрения молодежи, наиболее действенными мерами профилактики девиантного поведения и вредных привычек являются сублимация энергии молодых в положительное русло, пропаганда ЗОЖ, развитие науки, творчества, спорта, ежемесячные денежные поощрения за соблюдение общепринятых норм, программы формирования жизненных навыков и личного роста, обучение противостоянию негативным социальных явлениям, создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей и др. Таким образом, зависимость от вредных привычек можно преодолеть путем предложения молодежи альтернативы или общественно полезной замещающей деятельности.

Выводы:

1) Такие инновационные качества как: способность работать в команде, способность к творчеству, владение компьютером, стремление обучаться и приобретать новые знания и способность легко адаптироваться к инновациям сформированы на высоком уровне, а изобретательность, высокий уровень интеллекта, владение иностранными языками и владения инновациями сформированы на низком уровне.
2) Таким образом, сформированные инновационные качества в случае их дальнейшего развития и применения могут стать основой для создания инновационных технологий профилактики девиантного поведения среди молодежи.
3) В сельской местности необходимо создавать условия для развития и применения инновационного потенциала молодежи, активно вовлекать сельскую молодежь в инновационные проекты.
4) В школе закладываются основные компетенции инновационной личности: умение работать самостоятельно и готовность непрерывному образованию, в вузе уровень этих компетенций становится выше и лучше.
5) На основе результатов исследования планируется разработка новой технологии профилактики девиантного поведения на основе инновационного потенциала молодежи.

Список литературы

1. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2011. №28.
2. Луков В.А. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества/В.А .Луков // Ученые записки.-2013.-№1.-С .1-2
3. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия/Р.К Мертон// Москва: Хранитель,2006.-873с.
4. Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип / В.Н .Шевченко // Научные ведомости.-2010.-№2(73).-С .10.

К.В.Фитисов

Инновационный потенциал молодежи как ресурс профилактики девиантного поведения (на примере Республики Карелия). Часть 2

Опубликовано 14.01.2023 10:56 | Просмотров: 520 | Блог » RSS