06.08.2020 22:46

Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования. Часть 1

Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования. Часть 1

Описывается опыт инклюзивного образования ребенка с нарушением интеллекта в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дополнительное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является ведущей тенденцией развития современного образования. Инклюзивное образование - «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4]. В настоящее время идет активный поиск путей внедрения инклюзивного образования в практику.

По-нашему мнению, существенным потенциалом в работе по социализации, коррекции и развитию детей с ОВЗ обладает система дополнительного образования. Образовательная, досуговая, коррекционно-развивающая и другие виды деятельности в системе дополнительного образования не регламентированы жесткими временными, возрастными рамками и требованиями стандартов. Благодаря изменению темпа педагогического воздействия у детей с ОВЗ в этих условиях возможно повысить прочность и сознательность овладения знаниями, навыками и умениями [2; 3].

В настоящей статье мы опишем, каким образом осуществляется инклюзивное образование ребенка с нарушением интеллекта в городском клубе по месту жительства «Улыбка» г. о. Шуя, в частности в период работы лагеря дневного пребывания.

Детский лагерь дневного пребывания предназначен для рационального использования каникулярного времени для оздоровления, отдыха, творческого, личностного и интеллектуального развития в условиях разновозрастного общения. Программа лагеря затрагивает все сферы деятельности ребенка, вне зависимости от его возраста и уровня интеллектуальных, творческих и спортивных способностей, что позволяет максимально безболезненно включить в детский коллектив ребенка с ОВЗ, в том числе и с нарушением интеллекта. В этом году лагерь посещала девочка Таня Т. с легкой степенью умственной отсталости, для нее была разработана индивидуальная программа психолого-педагоги- ческого сопровождения.

Программа включала четыре этапа.
На диагностическом этапе была проведена экспертиза всех компонентов сопровождения, а именно: оценка имеющихся ресурсов в лагере дневного пребывания; обследование ребенка, нуждающегося в особом психолого-педагогическом сопровождении, выявление его особых потребностей.

В штате клуба по месту жительства нет сотрудников со специальным дефектологическим образованием, что потребовало проработки дополнительной специальной литературы, например, [1; 5], консультаций со специалистами за пределами клуба. Этим же обстоятельством ограничивался выбор методов и методик диагностики состояния девочки. Ведущая роль в диагностике принадлежала не экспериментальным методам.

Диагностика показала, что девочка достаточно усидчива, у нее сохранно конкретное мышление. Она мало контактна, всегда держится рядом со своей старшей сестрой, вместе с которой посещает лагерь, часто улыбается, не агрессивна. У нее недостаточно развиты волевые качества. Таким образом, удалось выявить то позитивное (усидчивость, отсутствие агрессии; сестра как тьютор), на что можно опираться в работе с ребенком.

Родионова А. В.
Продолжение следует

Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования. Часть 1

Опубликовано 06.08.2020 22:46 | Просмотров: 757 | Блог » RSS