20.07.2019 19:13

Феномен театрализации в современной культуре. Часть 2

Феномен театрализации в современной культуре. Часть 2

В Челябинской государственной академии культуры и искусств при участии преподавателей кафедры культурологии и социологии, а также кафедры литературы и русского языка и студентов различных курсов и специальностей в 2011-2012 гг. реализовывался проект «Театра NET». В рамках, которого одной из задач инициативной группы являлась собрать как можно больше интервью, чтобы выяснить, как общество относится к театру как искусству, и насколько процесс театрализации очевиден для них, какие жизненные ситуации сами герои повествований могут соотносить с театрально-игровым началом. Помимо этого была поставлена пьеса, в которой в качестве актеров выступила инициативная группа. Поскольку никто из участников не является профессиональным актером. И это первый опыт их участия в спектакле, ранее в вербатим-спектакле никто из творческой группы участия точно не принимал. Поэтому мы решили выяснить: насколько органично участники чувствовали себя в образе героя, которого играли, почувствовали ли они себя актерами, какие атрибуты театральности присутствовали в спектакле.

В связи с чем, нами была разработана следующая классификация:
1. Органичность принятия роли Другого:
а) человек активно включился в процесс;
б) человек долго пытается примерить на себя маску Другого;
в) человеку не удалось войти в предложенный образ.

2. Личностное отношение к роли:
а) человек видит себя в роли Другого, а потому вживается в образ героя;
б) человек не очень представляет себя в том или ином образе, а потому ведет себя скованно;
в) человек никак не отождествляет себя с образом Другого, в связи с этим ему трудно вжиться в роль.

3. Внешние проявления театральности:
а) принятие позы, характерной для персонажа;
б) типичные жесты Другого;
в) символьная атрибутика, присущая первообразу;
г) мимика, схожая с прототипом.

Таким образом, анализируя интервью, взятые у участников проекта «Театра NET» нам удалось выяснить, что большинство участников не почувствовали себя настоящими актерами. Это связано с тем, что изначально участники не представляли себя актерами, поставили себе «фильтр», а также отсутствие профессиональных навыков, а если и удавалось почувствовать себя актерами то, потому что играли на сцене и были зрители:
- «Нет, то есть, тут вот стоял однозначно фильтр. То есть, я взрослый человек, я четко понимаю свое место в жизни, вижу свою жизненную миссию, и она никак не связана, конечно, с актерством»;
- «Я не могу ответить не этот вопрос. Сложно. С одной стороны, мы вроде играли на сцене, а с другой, ну, мы же играли в нашей, родной академии»;
- «Я, поэтому себя не считаю актрисой, потому что у меня таких способностей нет, это абсолютно точно»).
Даже отсутствие декораций, которые мы привыкли видеть в традиционном театре, повлияло на ощущение участников:
- «Когда, там, у нас были вот эти черные шторы, да там эти, ну как там называется. Пол этот застелили, свет - оно все действует. И я могу себе представить, что в определенных, там, более качественных декорациях, там именно, спектакли в таком, игровом, каком-то там более классическом с масками..»;
- «Настоящим актёром - нет, наверное, из-за отсутствия декораций. Во всём виноваты декорации!».

М. Сёмина
Продолжение следует

Феномен театрализации в современной культуре. Часть 2

Опубликовано 20.07.2019 19:13 | Просмотров: 466 | Блог » RSS