30.11.2019 17:05

Фантастический мир в трилогии А. Пехова «Хроники сиалы»

Фантастический мир в трилогии А. Пехова «Хроники сиалы»

Жанр фантастики мало изучен в российском литературоведении, что делает обращение к его поэтике и семантике актуальным. Творчество Алексея Юрьевича Пехова, молодого и, безусловно, талантливого писателя, представляет немалый интерес для изучения. Его книги переведены на восемь языков, он лауреат многих российских литературных премий.

Его цикл «Хроники Сиалы» состоит из трех книг: Крадущийся в тени» (2002 г.), «Джанга с тенями» (2002 г.) и «Вьюга теней» (2003 г.). В своем исследовании мы рассматриваем мир Сиалы, отображенный на страницах этой трилогии.

Создание фантастического мира является одной из особенностей жанра. Фантастический мир, как считает Е. М. Неелов, - это «мир осознанного вымысла, то есть вымысла «невозможного» с точки зрения реальной действительности». Также, фантастический мир базируется на действительности, его нельзя создать без опоры на реальность. Об этом говорил М. М. Бахтин в своей работе «Формы времени и хронотопа в романе». «Фантастика фольклора - реалистическая фантастика: она <...> не выходит за пределы здешнего реального, материального мира, <...> она работает в просторах пространства и времени, умеет ощущать эти просторы и широко и глубоко их использовать».
Миры А. Пехова удивляют своей детальной разработкой и витальностью. Можно отметить четыре способа, которыми пользуется автор для достижения такого эффекта.
- Эффект узнаваемости.
- Ретардация.
- Использование проходных персонажей.
- Психологизация природы и подробные пейзажные описания.

Также следует упомянуть о структуре и устройстве Сиалы. За основу взято самое распространенное видение мира в разных народах и религиях - представление о рае (верхний мир), аде (нижний) и мире земном (средний). Пехов примыкает к этим представлениям, но несколько изменяет их.

Верхний мир - мир теней. Образ теней в литературе отрицательный, чего мы не находим у Пехова. К тому же, его «рай» не соответствует обычным представления, это не цветущий сад, а сплошная тьма, обреченная на гибель.

Земной мир. Здесь представлено несколько рас, пришедших в литературу из сказок и легенд всего мира - эльфы, карлики, гномы, орки, гоблины. А. Пехов изменил портретные и личностные характеристики эльфов, создал новую расу - пцитемедведей.

Костяные дворцы ассоциируются с адом. Это строение, уходящее глубоко под землю, состоит из ярусов. Страх, неизвестность, тьма, опасность и, как ни странно, красота - эти слова лучше всего описывают это место.

Из этого выходит, что мир земной является лучшим, что идет вразрез с привычными представлениями.

Четыре способа отображения мира и данная структура Сиалы показывают нам, как автор преобразует и трансформирует реальность в фантастический мир.

К. Д. Сабурова

Фантастический мир в трилогии А. Пехова «Хроники сиалы»

Опубликовано 30.11.2019 17:05 | Просмотров: 342 | Блог » RSS