01.04.2020 14:56

Факторы риска синдрома профессионального выгорания учителей в динамике за 1998 и 2013 гг. и его профилактика

Факторы риска синдрома профессионального выгорания учителей в динамике за 1998 и 2013 гг. и его профилактика

Одной из частых форм нездоровья современного учителя является профессиональная деформация, деформация личности (изменение, нарушение ее целостности, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования). В рейтинге психофизических симптомов на первом месте стоят «ощущение эмоционального и физического истощения», «чувство постоянной не проходящей усталости». А в группе социально-психологических симптомов первое место занимают «повышенная раздражительность на незначительные мелкие события». Подобные проявления нездоровья в последние годы были объединены в симптомокомплекс, который получил название «синдром выгорания».

Проблема охраны здоровья учителей является актуальной и требует своего решения. Важность этой работы признана и на международном уровне. Так, в Рекомендациях ООН о положении учителя отмечается, что развитие образования в значительной степени зависит от квалификации и мастерства учителей в целом и от человеческих, педагогических и профессиональных качеств каждого из них; условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач; учителя должны подвергаться периодическим медицинским обследованиям, которые должны быть бесплатными.

Среди факторов риска развития синдрома профессионального выгорания выделяют: социальные, факторы среды и личные факторы. Для изучения данного вопроса была разработана специальная анкета. При обследовании установлено, что при оценке социального фактора уровень материального достатка как «хороший» определили 4,4%, как «удовлетворительный» - 52,2% и «неудовлетворительный» - 43,4% опрошенных. Жилищные условия хорошими считают 34,8%, удовлетворительными - 47,8% и неудовлетворительными - 17,4% учителей. В целом удовлетворены жизнью 65,2% респондентов. При субъективной оценке своего здоровья определили его как «очень хорошее» и «хорошее» 17,4% преподавателей, «удовлетворительное» - 73,9%, «плохое» и «очень плохое» - 8,7%. Отметили наличие психологического стресса на работе с оценкой «высокий» и «средний» - 82,8% учителей и, соответственно, «низкий» - 17,2%.

Важным аспектом в профилактике синдрома профессионального выгорания является уровень материального обеспечения учебного процесса, под которым понимается обеспечение программами, учебно-методическими комплексами; учебниками, учебно-методической литературой, наглядными пособиями, приборами и т. п.; техническими средствами обучения; оборудование рабочего места преподавателя; оборудование рабочих мест обучаемых; санитарно-гигиеническое состояние кабинета (площадь, освещение, мик-роклимат, вентиляция). При оценке этого существенного фактора, выяснено, что достаточно удовлетворительными оказались только обеспечение учебниками, учебно-методической литературой и санитарно-гигиеническое состояние учебных помещений.

Отрадно отметить, что за исследуемый период существенно улучшилась оценка условий труда на рабочем месте. Так, если в 1998 г. подобных оценок было 22,6%, то в 2013 г. - 75,6%. Количество неудовлетворительных оценок условий труда на рабочем месте снизилось с 12,1 до 2,4%.

Существенной характеристикой психоэмоционального напряжения является оценка психологического комфорта. Отмечается, хотя и незначительное, снижение такого показателя, как «чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, и сразу после сна» (с 53,1 до 19,5%). Ощущение эмоционального и физического истощения снизилось с 66,2% до 17,1%. Показатель общей астенизации (слабость, снижение активности и энергии и др.) также снизился с 50,0 до 14,6%.

Такой субъективный показатель психологического комфорта, как частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта и тому подобное снизились с 32,6 до 9,8%. Полная или частичная бессонница снизилась с 46,3 до 14,6%.

Среди прочих психофизиологических симптомов таких, как «постоянно заторможенное сонливое состояние, желание спать в течение всего рабочего дня» снизилось почти в 3 раза. Такие же тенденции отмечаются при оценке социально психологических симптомов. Так, например, «чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности», «чувства гиперответственности и постоянного чувства страха, «общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как не старайся, все равно ничего не получится»)» по сравнению с 1998 г. снизились в 3-4 раза. Также существенно уменьшились жалобы на такие проявления психологического дискомфорта, как «безразличие, скука, пассивность и депрессия», «повышенная раздражительность на незначительные мелкие события», «частые нервные срывы» и др.

Особое место при оценке психоэмоционального выгорания занимает выявление таких симптомов (жалоб), как «слишком напряженная работа», «ненормированный труд», «чрезмерная производственная нагрузка», хотя и претерпели снижение, но в меньшей степени.

Интересно отметить, что сохранилась закономерность снижения кратности психофизиологических симптомов от таких факторов, как сроки повышения квалификации, наличие наград, уровень напряженности труда и уровень психологического комфорта на работе.

Данная работа в целом показала, что развитие психоэмоционального выгорания зависит от уровня квалификации и мастерства преподавателя, от психологического климата в коллективе, обучения персонала и других подобных мероприятий.

К. Е. Егорова, О. В. Сычева

Факторы риска синдрома профессионального выгорания учителей в динамике за 1998 и 2013 гг. и его профилактика

Опубликовано 01.04.2020 14:56 | Просмотров: 889 | Блог » RSS