22.12.2018 19:23

Эвристические методы в педагогике и обучении. Часть 2

Эвристические методы в педагогике и обучении. Часть 2

Таким образом, на основании анализа подобных фактов можно сделать вывод о том, что эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны. При этом необходимо еще раз отметить, что эвристики не предназначены для нахождения точных решений внутри зоны. Проводя спортивную аналогию, можно сказать, что дело эвристик - "закинуть шайбу в зону", но не провести ее в ворота.

Законы эвристики в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. Может быть, еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию, и считать эвристики мыслительными установками. Хорошим примером эвристических правил являются афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как "Лучше синица в руке, чем журавль в небе", "Береги честь смолоду", "Сто раз проверь, один отрежь", "Готовь сани летом, а телегу зимой", "Кто рано встает, тому бог подает", "Вода по каплям кувшин наполняет", явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для каких-то конкретных ситуаций.

В книге Пойа "Как решать задачу" (476: 99-103) приведена система английских пословиц, подобранная им в качестве иллюстраций для основных этапов решения задач. Рассмотрим некоторые из них. "Кто плохо понимает, тот плохо отвечает". Странно, что аналогичной пословицы нет в русском языке, она удивительно точно формулирует классическое "заклинание" преподавателя: "Прежде чем начинать решение задачи, пойми ее условия". Другие пословицы: "Где есть желание, найдется путь!", "Мудрый меняет свои решения, дурак - никогда", "Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай", "Усердие - мать удачи", "Дуб не валится с одного удара", "Перепробуй все ключи в связке" - содержат общие рекомендации о направлении действий. Они рекомендуют найти личную заинтересованность в процессе или в результате решения задачи, рекомендуют проявлять настойчивость, продумывать текущие ситуации с различных сторон.

Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников. Анализ знаменитой книги Д. Карнеги "Как завоевывать друзей показывать влияние на людей" (27:84-93) с очевидностью показывает, что практически все "правила Карнеги" представляют собой эвристические рекомендации. Их смысл может быть сформулирован в виде свода наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. Для того чтобы читатель сам убедился в эвристичности и крайней полезности этих рекомендаций, приведем их итоговую систему, имеющую характерное название: "Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве).

1. Начинайте свою беседу с похвалы и искреннего восхищения.

2. Не говорите прямо человеку о его ошибках.

3. Прежде чем критиковать других, укажите на свои собственные ошибки.

4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

5. Дайте возможность другому человеку сохранить свою репутацию.

6. Хвалите человека за его малейшие достижения. Будьте искренни и щедры в похвалах.

7. Создайте человеку хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.

8. Прибегайте к поощрениям. Старайтесь показать человеку, что совершенную им ошибку легко исправить, что то, чего вы от него хотите добиться, легко осуществимо.

9. Поступайте так, чтобы человек был счастлив сделать то, что вы ему предлагаете".


Эвристические методы в педагогике и обучении. Часть 2

Опубликовано 22.12.2018 19:23 | Просмотров: 171 | Блог » RSS