21.06.2021 13:00

Этнические стереотипы современной российской молодёжи (на примере ПетрГУ). Часть 2

Этнические стереотипы современной российской молодёжи (на примере ПетрГУ). Часть 2

Полученный семантический дифференциал, показал степень различия в отношении к этносам по набору биполярных шкал. Величина дифференциала выражается положительным числом, и чем ближе оно к нулю, тем выше сходство мнений, оценок в отношении сопоставляемых этносов. Оценка с использованием метода семантического дифференциала указала на то, что африканцы ближе всего по сходству с арабами (1,75), а наиболее далеки представления о китайцах и кавказцах (3,8). (табл. 1)

Табл. 1. Схожесть представлений о разных этносах (по результатам оценки с использованием семантического дифференциала). При оценке средних значений по каждой шкале, были получены следующие результаты. Для студентов ПетрГУ африканцы чужие (-2,2), разболтанные (-1,6), добрые (1,7); кавказцы чужие (-2,7), твёрдые (2,4), сильные (2,8), злые (-2,6);арабы чужие (-2,5), активные (2,3), разболтанные (-1,6); китайцы успешные (2,8), пунктуальные (2,8) и умные (2,9) и добрые (2). (табл. 2)

Табл. 2. Матрица средних значений при оценке методом семантического дифференциала этнических групп. Стоит отметить, что для студентовПетрГУ чужими являются все этнические группы кроме китайцев. Наиболее положительный образ складывается у молодёжи о китайцах, а самый негативный о кавказцах.

В ходе апробации метода, были выявлены его сильные и слабые стороны. Один из несомненных его преимуществ - это то, что данная методика особенно эффективна при сравнении стереотипов двух этнических групп, т.к. позволяет понять, как они дифференцируются - путем противопоставления или сопоставления друг с другом, а биполярный принцип особенно удобен для категоризации стереотипов. Также данный метод позволяет перевести словесные формы на уровень ощущений.

Ограничен данный метод в том, что, во-первых, набор характеристик, по которому респондент оценивает качества этноса, стандартный и ограничен небольшим перечнем, исследователь загоняет респондента в искусственные рамки. Если использовать большой набор шкал, то внимание респондентов может рассеиваться (по мере заполнения таблиц эмоциональное состояние также может меняться). Во-вторых, использование биполярных шкал требует точного подбора противоположных полюсов шкалы. В-третьих, метод семантического дифференциала весьма сложен для обработки данных. Именно поэтому данные методы достаточно редко используются в массовых опросах.

Данное исследование носило пилотажный характер, но полученные результаты могут использоваться для поиска и выявления возможных межэтнических противоречий и возможных путей стабилизации межнациональных отношений.

В дальнейшем планируется продолжить исследование данных этнических групп на предмет их стереотипизации, но на большей выборочной совокупности и с помощью других методов (например, глубинное интервью), так как необходимо получение информации о глубинных, неосознаваемых мотивах. Необходимо использовать различные методы, которые бы дополняли друг друга в процессе исследования.

Таким образом, исследование стереотипов является относительно новым направлением в социологии, это сложный социально-психологический феномен, который требует тщательной проработки инструментария.

Список литературы
1. Липпман У. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
2. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Издательство «Наука». - 1988.
3. Главное управление по вопросам миграции МВД РФ. URL: http://xn--b1ab2a0a.xn-- b1aew.xn--p1ai/about/activity/stats/Statistics/Statisticheskie_svedenij a_po_migracionno, (Дата обращ. 12.02.2016).

Аннотация. В статье анализируются особенности этнических стереотипов современной российской молодёжи на примере студентов Петрозаводского Государственного Университета. Раскрывается актуальность проблемы и приводятся результаты эмпирического социологического исследования, проведённого с помощью метода семантического дифференциала.
Ключевые слова: стереотип, этнический стереотип, семантический дифференциал.

В. М. Артемьева

Этнические стереотипы современной российской молодёжи (на примере ПетрГУ). Часть 2

Опубликовано 21.06.2021 13:00 | Просмотров: 1449 | Блог » RSS