23.06.2021 15:52
Этнические стереотипы современной российской молодёжи (на примере ПетрГУ). Часть 1
В настоящее время наблюдается усиление экономических, политических и культурных связей между странами. Возрастает религиозное самосознание народов и усиливаются темпы их миграции. Этнический состав окружающей среды претерпевает значительные изменения, что актуализирует проблему детального изучениямеханизмов восприятия индивидом человека другой культуры и особенностей этого восприятия. Понимание этнических стереотипов важно для поиска причин межэтнических конфликтов, предупреждения возможных недопониманий между этническими группами.
Этнический стереотип представляет собой конкретизацию более общего понятия «социальный стереотип», от греч. stereos - твердый, typos - отпечаток и лат. socialis - общественный). Исследование феномена этнических стереотипов имеет длительную» историю. Впервые этот термин был введен в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Понятие «социальный стереотип» стало активно использоваться в науке после выхода труда У. Липпмана «Общественное мнение» в 1922 году. Считается, что именно он ввел понятиестереотипа в социальную теорию. Он понимал стереотипы как своего рода «картинки мира в голове человека», назначение которых заключается в экономии усилий при восприятии сложных социальных объектов и защите его ценностей, позиции и прав [1: с. 5]. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.
Под этническим стереотипом в данной работе будет пониматься схематизированный, чувственно окрашенный социальный образ своей или чужой этнической общности, отражающий упрощенное (иногда искаженное или неточное) знание об особенностях поведения представителей конкретного народа и на основе которого складывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации о другой или о самой себе [2: с. 111]. Такой стереотипный образ включает в себя наиболее яркие и непривычные черты, что помогает индивиду ориентироваться в социальном пространстве, идентифицировать себя с этнической общностью и установить определенные взаимоотношения с иноэтничными группами.
Стереотипы и ориентации, сформированныеу молодого человека в ходе социализации, будут влиять на его сознание и поведение на протяжении всей жизни, а это, свою очередь, отразиться на воспитании будущих детей.
Существует достаточное количество региональных исследований этнических стереотипов, но какие-либо данные, касающиеся данной проблемы в республике Карелия отсутствуют. Стоит отметить, что за последний год в Карелии увеличился приток мигрантов. С января по конец сентября 2015 года в Карелии оформлено: 1479 патентов; 1270 разрешений на временное проживание и 267 видов на жительство [3]. На сегодняшний день во многих регионах России сложилась ситуация негативного, пренебрежительного, а в ряде случаев и агрессивного отношения к мигрантам. В этой связи, актуализируется потребность в изучении этнических стереотипов, как составляющей межнациональных отношений. Данное исследование носило пилотажный характер. Предполагалось понять, как воспринимаются разные этнические группы российской молодёжью на примере студентов ПетрГУ. Было выделено пять наиболее крупных этнических групп (некоторые из них можно назвать «условно-собирательными», архетипами) - китайцы, кавказцы, арабы и африканцы.
В настоящее время, в нашу страну стекается всё больше мигрантов - представителей данных этнических групп. Исходя из социологических опросов и исследований, в современном российском обществе миграция и мигранты являются одним из основных конфликтогенных факторов развития межнациональных отношений.
В ходе эмпирического исследования был апробирован психосемантический метод для выявления этнических стереотипов. Опрос был проведёт с помощью метода семантического дифференциала. Специфика метода заключается в использовании антонимичных шкал, позволяющих описать объект с точки зрения простейших форм восприятия. Связанные между собой шкалы объединяются в факторы, которые в свою очередь создают семантическое пространство. Человек оценивал этнос, исходя из ассоциаций, возникающих при сопоставления изучаемого этноса с предложенной шкалой. В каждой шкале фиксировалось семь делений. Респондент отмечал степень предложенного качества изучаемого этноса. Далее, на первом этапе выделялись семантические связи анализируемых этнических групп, устанавливались смысловые сходства между ними. На втором этапе, проводилось построение семантического пространства и проводилась интерпретация полученных факторов.
В. М. Артемьева
Продолжение следует
Опубликовано 23.06.2021 15:52 | Просмотров: 1872 | Блог » RSS |