13.09.2019 21:43

Экономическое воспитание мальчиков и девочек в современных условиях. Часть 2

Экономическое воспитание мальчиков и девочек в современных условиях. Часть 2

Основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос об экономическом воспитании дошкольников приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений (Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников», А. А. Смоленцева «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», И. Ю. Орлов «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ», И. А. Сасов «Экономическое воспитание детей в семье») показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания в программах выделяются доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

Ребенок участвует в экономических процессах вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.

Названные выше обстоятельства требуют от воспитателей и родителей оказания помощи детям в переработке получаемой экономической информации и превращения ее в инструмент для адекватного использования. Это, в свою очередь, обусловливает более пристальное внимание педагогов и родителей к вопросу экономического воспитания.

В мальчике надо воспитывать ответственность за общество, свою будущую жену, своих будущих детей и увеличивать в целом силу познания, силу навыка, т. е. воспитывать положительные качества, связанные с ответственностью. Воспитание девочки – это дать ей понимание значимости и ее необходимости в семейных делах и отношениях.

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни – миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержа¬ние экономического воспитания является дополнением к образовательным программам для дошкольников.

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и если не развивать их своевременно, могут появиться негативные стороны в поведении детей – небрежливость, неряшливость, безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Литература
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений в процессе экономического воспитания дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
2. Степаненко О. И., Токмакова К. В. Гендерное воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду. 2009. № 5. С. 75.
3. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое образование? // Дошкольное воспитание. 1989. № 1, 4, 8; 1990. № 12.

И. А. Крекова

Экономическое воспитание мальчиков и девочек в современных условиях. Часть 2

Опубликовано 13.09.2019 21:43 | Просмотров: 425 | Блог » RSS