13.09.2019 21:44

Экономическое воспитание мальчиков и девочек в современных условиях. Часть 1

Экономическое воспитание мальчиков и девочек в современных условиях. Часть 1

Осуществление масштабной экономической реформы и переход страны к рыночным отношениям означает для российского общества движение к новому типу личности, способной успешно жить и трудиться в современных условиях. Главное действующее лицо рыночной экономики – человек творческий, инициативный, самостоятельный, успешно реализующий свои способности в свободной экономической деятельности и несущий как гражданин ответственность за ее конечный результат.

Поскольку нынешнее молодое поколение вступает в жизнь в условиях перехода к рыночным отношениям с их жесткими законами, возникает необходимость в создании благоприятных условий для оптимистического самочувствия каждого ребенка. Современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Крайне важна педагогическая помощь по экономическому воспитанию уже на этапе дошкольного детства, когда формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности [1].

В ходе дискуссии «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» специалисты по дошкольному образованию поддержали идею целесообразности экономического воспитания детей [3].

В основе экономического воспитания лежит нравственное, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы. Главные задачи гендерного воспитания – формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

По мнению О. И. Степаненко и К. В. Токмаковой, если ребенок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать – это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренним в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола.

Они утверждают, что «Бесполость» воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, неспособны построить нормальные семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей часто перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растет число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни. Г лавным становится карьера, материальное благополучие, а некоторые даже считают, что детей иметь «не модно». Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. В этот период формируется представление о себе, своем «Я» [2].

Актуальность проблемы объясняется тем, что развитие рыночных отношений создало объективную потребность в создании среды формирования экономической культуры нового поколения. Исследования в области экономической социализации детей – достаточно новое направление в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.

Зарубежные исследователи утверждают, что разный уровень развития экономических представлений обусловлен возрастом (А. Фенэм), половой принадлежностью (А. Фенэм, А. Клеа), классовой принадлежностью родителей (Г. Маршал, Л. Магрудер), национально-территориальным фактором (М. Сигал, Д. Швальб), а также наличием или отсутствием экономического образования (М. Хеир, Ф. Моррисон).

За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающе¬го поколения к жизни, труду, умению зарабатывать деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчиты¬вать на свои возможности.

Наибольший интерес современных отечественных ученых-исследователей сконцентрирован на изучении отношения детей различных возрастов к деньгам (Л. Б. Салихова, А. Б. Фенько, Т. В. Бабицкая), исследовании семейного экономического воспитания как фактора экономической социализации (Т. В. Дробышева), формировании экономического мышления школьников (Л. Н. Галкина) и влияния экономического образования на ценностные ориентации личности младшего школьника (А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева).

Исследователи фокусируют свой интерес на изучении влияния образовательного статуса родителей, социально-экономического положения семьи, региона проживания, пола ребенка, уровня его интеллектуального развития на сформированность экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. В. Козлова), изучают содержание потребительских представлений в детстве (М. Н. Стельмашук).

Исследования последних лет свидетельствуют, что среди российских школьников довольно быстро идет смена духовных ценностей и ориентаций. Еще в начале 1990-х гг. значительная часть детей и подростков считали основной ценностью труд на пользу общества, но уже к концу десятилетия этот процент снизился. На первое место среди идеальных качеств личности выходят деловитость, находчивость, сообразительность, а уже потом – гуманизм, трудолюбие, взаимопонимание. Идеалом теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий».

И. А. Крекова
Продолжение следует



Экономическое воспитание мальчиков и девочек в современных условиях. Часть 1

Опубликовано 13.09.2019 21:44 | Просмотров: 115 | Блог » RSS


Рекомендуем: