28.09.2019 22:23
Эффективность применения игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Часть 3
Показателем заинтересованности детей может служить их посещаемость уроков плавания. В нашем исследовании они в I и II группах различны: в «экспериментальной» группе регулярность посещения занятий составила 90-95%, а «контрольной» группе 75-80%.
Значит и показатели работоспособности, и показатели заинтересованности детей подтверждают эффективность применения игр в процессе начального обучения плаванию, как в воде, так и на суше.
Влияние комплексных игровых заданий на физическую работоспособность юных пловцов
Эффективность разработанных игровых заданий в зависимости от целевой функции игры определялась методом сравнений.
С этой целью сравнивались два варианта занятий
1) с игровыми заданиями, на которые в основной части урока отводилось 50% времени учебного материала;
2) без игровых заданий.
Для определения интенсивности занятия в нашем исследовании у пловцов каждого года подготовки определялась частота сердечных сокращений на 20-ти занятиях на суше и в воде в двух вариантах. При этом пульс измерялся пальпаторно. В занятиях, проводимых по общепринятой методике, верхняя граница среднего уровня частоты сердечных сокращений не превышала 160 уд/мин, а в занятиях с игровыми заданиями достигала 170 уд/мин, что свидетельствует о более высокой интенсивности этих занятий.
Согласно классификациям, разработанным для детей младшего школьного возраста, ЧСС до 160 уд/мин относится к зоне никой интенсивности, которая в недостаточной мере способствует повышению функциональных возможностей детей. Упражнения на ЧСС выше 160 уд/мин носят тренирующий характер, не превышая при этом порог анаэробного обеспечения, который, по данным специальных исследований, у детей этого возраста находится в пределах 180 уд/мин [Сонькин В.Д., 1979].
Оценка тренером качества выполняемых упражнений и старательность юных пловцов на занятии с игровыми заданиями составляла в среднем 4,4 балла. Аналогичный показатель на обычном уроке был меньше 3,9 балла.
Таким образом, изучение интенсивности нагрузки в занятиях юных пловцов показало, что сочетание обычных упражнений и игровыми заданиями позволило повысить ее в допустимых пределах во всех группах начальной подготовки, вызывая при этом интерес к выполнению упражнений на протяжении всего занятия.
Практические рекомендации
Опираясь на многолетний опыт российских и зарубежных педагогов, с уверенностью можно сказать, что более быстрому и эффективному обучению плаванию способствует использование игры как методического приема. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируется чувство коллективизма и взаимопомощь, развиваются двигательные способности детей. Ускоряется физическое и функциональное развитие. Игра активизирует внимание детей, снимает напряжение, облегчает восприятие учебного материала. В занятиях с детьми должно преобладать именно игровое начало. При этом нельзя ограничиваться только играми на воде. Необходимо широко применять игровые упражнения, игровые занятия на суше.
Литература
1. Булгакова Н.Ж. Учите детей плавать. - М.: ФиС, 1977. С. 36-43.
2. Булах И.М., Петрович Г.И. Научите меня плавать. - Минск: Полымя, 1983. С. - 10,12,23.
3. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. - М.: ФиС, 1989.-С. 82-94.
4. Волошин А.А. Игры на воде для уроков плавания с детьми младших возрастов /Волошин А.А., Кулибаба Н.Б. // Плавание: Сб.статей. Вып. 1-й. - М.: Физкультура и спорт. - 1982. - 76 с., С. 22-27.
5. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать. - М.: Просвещение, 1996. С.89-100.
6. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. - М. ФиС, 1974. -С. 45-50.
7. Макаренко Л.П. Учите плавать малышей. - М.: 19985. С 8-18.
Савинская К.В.
Опубликовано 28.09.2019 22:23 | Просмотров: 529 | Блог » RSS |