28.09.2019 22:24

Эффективность применения игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Часть 2

Эффективность применения игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Часть 2

Организация исследования
В исследовании участвовало две группы начальной подготовки учащихся СДЮШОР «Юность Москвы» по плаванию. Исследование начато 1 ноября 2009 года в группах начальной подготовки. Одна группа является экспериментальной, а другая - контрольной.

Был проведен педагогический эксперимент, в котором эффективность игрового метода проверялась методом сравнений. Для этого в группах проводились два варианта занятий по программе СДЮШОР:
1. С игровыми заданиями на суше и на воде на протяжении всего занятия для экспериментальной группы.
2. Для контрольной группы игры использовались только в заключитель¬ной части урока.

В экспериментальной группе в одном занятии выполнялись игровые задания разной направленности, как в воде, так и на суше. Обучение на этапе освоения с водой проходило в течение 10 занятий по 90 минут каждое: 45 минут в зале, 45 минут в воде. За этот период было использовано 30 игр на суше, 37 игр на воде в экспериментальной группе. В контрольной группе игры проводились в основном в заключительной части урока.

Результаты исследований
Оценка игровых заданий, как благоприятного фактора для сохранения устойчивого интереса при занятиях с юными пловцами

После разучивания упражнений на этапе освоения с водой проводилось контрольное занятие, где оценивалось качество выполнения контрольных упражнений: “звездочка”, “выдох в воду”, “скольжение”, “работа ног кролем”, “прыжок с бортика вниз ногами”. По результатам оценок контрольных упражнений вывели средний балл.

Оказалось, в «экспериментальной» группе средний балл выполнения тестов составил 4,4, а в «контрольной» группе 4,0.

После оценки выполнения контрольных упражнений подсчитали процентное соотношение количества человек, выполнивших контрольные нормативы на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Так, результаты контрольного упражнения «звездочка» показывает, что в «экспериментальной» группе это упражнение на «отлично» и «хорошо» выполняют 80% учащихся, а в «контрольной» группе только 70%. В то же время на «удовлетворительно» в «экспериментальной» группе это упражнение выполнили всего 20% занимающихся, в «контрольной» группе этот показатель составляет 30%.

Сохраняют ту же тенденцию оценки других контрольных упражнений: «выдох в воду», «скольжение», «работа ног кролем», «прыжок с бортика вниз ногами», т.е. на «отлично» и «хорошо» выполнили эти упражнения в первой группе 85-90% занимающихся. В «контрольной» группе эти показатели ниже 75-80%.

Следует отметить, что за выполнение этих упражнений оценку «удовле-творительно» в «экспериментальной» группе получили от 10 до 20% детей, а в «контрольной» группе от 20 до 25% занимающихся. Такое же процентное соотношение наблюдается в выполнении пяти контрольных упражнений в сумме. В «экспериментальной» группе на «отлично» выполнили 61% занимающихся, на «хорошо» - 25%, на «удовлетворительно» - 14%. В «контрольной» группе показатели ниже. На «отлично» выполнили 44% учащихся, на «хорошо» - 32%, на «удовлетворительно» - 24%.

Проанализировав эти данные можно сказать, что в «экспериментальной» группе, где занятия проводились с игровыми заданиями на суше и в воде, качество разученных упражнений выше, чем в «контрольной» группе, игры применялись только в воде в небольшом количестве и в заключительно части занятий.

Кроме того, во время занятий, как в зале, так и на воде (в основной части занятий) проводилось измерение пульса в обеих группах. Результаты измерений показали, что в занятиях, проводимых по общепринятой методике, верхняя граница ЧСС не превышала 160 уд/мин., что свидетельствует о большей интенсивности занятий. Для младшего школьного возраста ЧСС до 160 уд/мин относятся к зоне низкой интенсивности нагрузки, которая в недостаточной степени способствует повышению функциональных возможностей детей. Результаты ЧСС свыше 160 уд/мин. нося тренирующий характер (Коновалова И.В., 1990). Показатели ЧСС приведены в итоговой таблице, из которой видно, что упражнения с игровыми заданиями позволили повысить интенсивность нагрузки в занятиях юных пловцов, вызывая при этом интерес к выполнению упражнений на протяжении всего занятия.

Савинская К.В.
Продолжение следует

Эффективность применения игрового метода при обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Часть 2

Опубликовано 28.09.2019 22:24 | Просмотров: 513 | Блог » RSS