24.05.2023 18:08

Будущие педагоги о проблемах и будущем образования в сельской местности (по результатам мини-исследования). Ч.3

Будущие педагоги о проблемах и будущем образования в сельской местности (по результатам мини-исследования). Ч.3

Нужно отметить, что уровень анализа информации студентами различается. Замечено, что каждый смотрел на проблемы со своей точки зрения: одни отмечали только «крупные», масштабные проблемы, а другие – рассматривали те же проблемы более детально, с обозначением проблем-последствий.

Например, респондент No8 пишет: «Каждый из участников телепередачи обеспокоен последствиями процесса реструктуризации сельских школ» и далее указывает на частные проблемы-следствия реструктуризации: трудности подвоза обучающихся – транспортные, дорожные, организационно-педагогические; сложности управления сельской образовательной организацией; проблемы педагогического и детского коллективов и др. Согласно заданию студентам было предложено выразить собственное мнение о поднятых проблемах и вопросах. У многих респондентов были сходные ответы, ниже представлены наиболее, на наш взгляд, интересные и важные варианты.

Примеры ответов:
- «Необходимо решение проблем на государственном уровне (необходимость принятия стандарта, который будет учитывать специфику сельской школы)»;
- «Необходима иная система финансирования сельских школ»;
- «В школы сельской местности, действительно, требуются специалисты (социальные работники, психологи и т.д.)»;
- «Несправедливо то, что государство больше рассчитывает на городские школы: они лучше финансируются, а сельские ликвидируются...»;
-«Необходимо нестандартно решать имеющиеся проблемы (в т.ч. сама сельская молодёжь должна действовать в поддержку и сохранение своих родных населенных пунктов, способствовать их развитию)».

Относительно третьего вопроса – о ценности мнения участника дискуссии – симпатии наших респондентов (14 из 18) отданы Олегу Юрьевичу Степанову, директору школы. Вероятно, это связано с особым доверием к мнению специалиста, непосредственно работающего в сельской образовательной организации. Отвечать на пятый вопрос – вносить дополнения из собственного опыта –студентам было сложней, т.к. только некоторые из них учились в сельской школе. Почти треть респондентов ничего не смогли дополнить о сельской школе, но проявили желание узнать о ней больше.

Обобщая данные проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Студенты в разной мере знакомы со спецификой и с основными проблемами, которые имеются в сельской школе нашего времени, но никто из опрошенных не остался безразличным к предложенной для обсуждения теме.
2. В целом, у студентов просматривается положительное отношение к сельской школе. Практически каждый написал, что такие школы не должны закрываться, они должны быть иначе финансируемы, иначе организованы (учитывая специфику).
3. В образовательной программе подготовки педагогов в вузе должно быть уделено внимание специфике/особенностям образовательной деятельности школы и учителя в условиях сельской местности, особенно в Республике Карелия, где более половины школ –сельские.

Список литературы
1. Гурьянова, М.П., Ефлова, З.Б. Сельский педагог в условиях социокультурной модернизации образования: изменения последнего десятилетия в образовательной ситуации сельской местности и состоянии педагогических кадров сельской школы России / М.П. Гурьянова, З.Б. Ефлова // Директор сельской школы. – 2016. – No2. С. 59-68.
2. Ефлова, З.Б. Сельские педагогические кадры: к аргументации их целенаправленной подготовки в высшем образовании / З.Б. Ефлова // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности в системе непрерывного образования:сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (10 декабря 2014 г.) / Науч.ред. Г.Е. Котькова / ФГБОУ ВПО «ОГУ». – Орёл: Издательство ФГБОУ ВПО «ОГУ». 2014. С. 130-136.

Е.Н. Бабушкина

Будущие педагоги о проблемах и будущем образования в сельской местности (по результатам мини-исследования). Ч.3

Опубликовано 24.05.2023 18:08 | Просмотров: 328 | Блог » RSS