26.11.2022 22:20

Бесёдные традиции в Олонецкой губернии (по материалам середины XIX – начала ХХ вв.) Часть 1

Бесёдные традиции в Олонецкой губернии (по материалам середины XIX – начала ХХ вв.) Часть 1

Необходимо отметить, что этнические и локальные бесёдные традиции рассматривалась исследователями в контексте календарной обрядности жителей Олонецкой 134 губернии, однако работ, посвященных молодежным посиделкам на территории губернии в целом, не существует.

Источниками выступают статьи, опубликованные в «Олонецких губернских ведомостях». Большинство статьей размещено на сайте «Этнография и фольклор Олонецкой и Архангельской губерний». Стоит также упомянуть отрывки из книги В. Н. Харузиной «Год на Севере: Путевые воспоминания». Очень ценной является работа П. Н. Рыбникова «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». Примечательно, что большинство из собирателей приводит тексты песен, исполняемых на бесёдах.

В крестьянском быту широко были распространены «вечорки», «посиделки», или «бесёды», т. е. сборища молодежи для игр, пения и плясок.

В конце ХIХ – начале XX вв. зимние молодёжные собрания в Олонецкой губернии назывались бесёды. Начинались они в октябре и продолжались до масленицы. Бесёды Олонецкой губернии соответствовали посиделкам великорусских губерний, об этом сообщает П. Н. Рыбников [6; 122].

Можно выделить два вида бесёд: праздничные и вечеринки с работой (прядением). Однако в данной работе будут рассмотрены праздничные бесёды с большим количеством гостей, разнообразием игр, песен и танцев.

Первое, с чего начинаются бесёды - это подготовка к ним, а именно – наём помещения. Процесс найма практически одинаков, помещение снимали обычно у бобыля-крестьянина или вдовы-бобылки: «Богатые не отдают своего дома из-за боязни беспокойства» [8; 71-72], - отмечает В. Н. Харузина. А вот плата за аренду по Олонецкой губернии различалась, например, как пишет Г. И. Куликовский, «способы платы за вечеринку весьма разнообразны: и деньгами, и хлебом, и дровами и проч. Девушки, отправляясь на вечеринку, несут обычно много дров, коврижку хлеба для хозяйки и горсть лучины для освещения; Кроме того, платят деньгами иногда за всю зиму сразу, например, в Нигижме, Пудожского уезда, где девушки платят за всю зиму 30 коп., на Чикозере, Лодейноп. уезда — 25 и 20 коп. и т. п.; иногда же взнос производится в три срока, как, напр., в Устьмоше, Каргоп. уезда: первый взнос делается пред началом вечеринок, второй – пред Рождеством, третий – пред великим постом. Не мало и таких мест, где плата производится по-недельно, притом парни платят за все будни, а девушки – лишь за дни воскресные, так называемую „воскресенщину“…» [2; 405-406]. Описывая бесёду в дер. Авдеевской Пудожского уезда В. Н. Харузина сообщает, что с каждой девушки берется по 10 фун. муки, а каждый парень всякий раз за право присутствия на бесёде платит по 5 копеек [8; 72].

Развлечения на бесёдах бывают разными: песни, пляски, гадание на картах, общие и интимные беседы. Собравшиеся девушки обычно успевают наговориться к приходу парней, парни приходят с песнями, загадками, гармонью к своим подругам. Когда соберется полный сбор парней и девушек, открывается бесёда. Строчки из песни для открытия бесёды приводит в своей работе П. Н. Рыбников:
«Ты, хозяин, благослови,
Господин, благослови,
Трожды по избы пройди,
Словцо вымолви,
Нет ли лишнего бревна,
Выше красного окна,
Ниже потолока?» [6; 123].

Продолжение этой песни можно найти в статье П. И. Певина, посвященной описанию Горского прихода Петрозаводского уезда. Как отмечает сам автор, «эта песня отчасти сходна с песней, известной в Заонежье под названием „Перепелка”»:
«…Потолочина упала,
Девке в голову попала.
Шел детина на бесёду (протяжно),
Шел не в шубе, ни в кафтане,
В одной ситцевой рубашки,
Во шелковой опояски...» [5; 8].

А. В. Горюнова
Продолжение следует

Бесёдные традиции в Олонецкой губернии (по материалам середины XIX – начала ХХ вв.) Часть 1

Опубликовано 26.11.2022 22:20 | Просмотров: 189 | Блог » RSS