27.06.2020 22:15

Антикоррупционная политика в энергетике России: 2010-2015 гг.

Антикоррупционная политика в энергетике России: 2010-2015 гг.

Рассматриваются причины и последствия коррупции в энергетике. Приведен расчет антикоррупционной составляющей при расчете тарифа на газ в Вологодской области.
Ключевые слова: энергетика, коррупция, тарифы.

В современной Российской Федерации проблема коррупции была и остается одной из первых. Несмотря на всевозможные законы, указы и смену министров ситуация с коррупцией не улучшилась. Например, по данным из российской периодики, в 1 кв. метре стоимости жилья в России коррупционная составляющая достигла 30 % [2]. Не лучше коррупционная ситуация и в отечественной энергетике.

Президент России В. Путин уже однажды заявлял, что коррупция в российской энергетике достигает невиданных масштабов. По его словам, «установлены неединичные случаи, когда энергетические комплексы целых регионов РФ оказываются подконтрольны просто семейным кланам, во главе которых стоят первые лица российской энергетики» [1].

Проблема коррупции в энергетике актуальна еще и потому, что энергетика - базовая отрасль промышленности страны. Ведь не зря именно по уровню развития энергетики и внедрения энергетических мощностей в промышленность многие специалисты оценивают общий уровень развития и благосостояния общества. Так, например, существует правило, согласно которому государство/общество может считаться успешным и стабильным, если на электрических станциях вырабатывается больше 8-10 кВт электроэнергии на 1 человека [6].

Законодательная база борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Меры энергетических компаний по борьбе с коррупцией. Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [7].

Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 г. № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, поставлены задачи на ближайшие годы, которые необходимо решить в целях противодействия коррупции, и определены основные мероприятия, направленные на решение указанных задач в организациях.

На основе данных указов территориально-генерирующие компании (ТГК) формируют основные принципы своей антикоррупционной политики.

В ходе исследования были рассмотрены годовые отчеты некоторых межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) - МРСК Центра и Поволжья, МРСК Сибири, МРСК Северного Кавказа.

Рассмотрим борьбу с коррупцией на примере МРСК Северного Кавказа [3].

Так, в годовом отчете 2014 года утверждается, что за довольно короткое время была введена система непосредственного контроля за сделками компании, связанными с вопросами собственности (её получения, обмена, продажи), с вопросами нового строительства (реконструкции) энергообъектов.

«Арифметика» коррупции в российской энергетике. Коррупционную составляющую в различных сферах экономики, вообще, можно выделить двумя способами:
1. Внимательно изучить отчетные документы о бюджетных ассигнованиях в какую-либо сферу (например, в покрытие дорог, в ЖКХ, в энергетику в частности) и отчетные документы о реализованных бюджетных средствах. Если обозначить суммы, выделенные из бюджета, как Nb а реализованные средства как N2, то связь между N и N2 будет выглядеть следующим образом: 1 2 , где 5- количество средств, по каким-либо неизведанным причинам вышедших из оборота (коррупционная составляющая).
N = N + 5 с

2. Рассчитать математически стоимость ресурсов и сравнить её с тарифами. Если тарифы превышают чистую стоимость ресурсов, то опять же имеет место коррупционная составляющая.

Такие параметры, как обслуживание сетей водо- и газоснабжения, включаются в квитанции об оплате как отдельные услуги, поэтому расчет довольно точно отражает уровень коррупции в компании/регионе/стране в целом.

Здесь приведен пример расчета тарифов на газ в Вологодской обл. [5] как демонстрация наличия коррупционной составляющей в российской энергетике.

В наше время существуют несколько методик расчета стоимости природного газа в России. Один из них - расчет стоимости через величину, называемую теплотворной способностью газа (удельная теплота газа по объему), измеряющаяся в системе СИ в Дж/м3. При комнатной температуре (примем её равной 250С) удельная теплота газа по объему имеет свои максимальное и минимальное значения:
Температура, 0С –25
Qvmax, МДж/м3– 37.04
QVmin, МДж/м3– 33.37
Рассчитаем среднее значение теплотворной способности:

Q _ Q V max + Q V min _ 35 21 МДж
Q Vcp ес . _ , — 35 3
2 м3

Так как в теплоэнергетике принято рассчитывать теплоту во внесистемной единице, называемой «калория», с помощью соотношения 1 Дж = 0,239006 кал запишем теплотворную способность природного газа так:
Q ^сре. _ 0.239006 • 35210000 _ 8415
м
Для того, чтобы сгенерировать 1 Г кал энергии, необходимо сжечь v _ 1 Гкал _ 1000000000 _ 8 м 3 природного газа.
_ Q V ссре . _ 8415 _ . м
Согласно существующим розничным ценам с учетом НДС (в Вологодской обл. стоимость 1 м3 природного газа = 5.118 руб. [5]) мы получаем, что стоимость 1 Гкал равна 5.118 • 118.8 _ 608.01 руб. Это намного меньше приводимых Департаментом энергетики области цифр (согласно годовым отчетам): за второе полугодие 2015 года, например, жители данного субъекта РФ должны были платить 698.34 руб. за 1 Гкал энергии. Здесь, кстати, имеется и другая проблема: реальный суммарный тариф в официальных правительственных источниках области не соответствует реальности. Следовательно, коррупция носит многоуровневый характер.

Результаты борьбы с коррупцией а российской энергетике. Основные выводы. Таким образом, в 2015 году мы можем с уверенностью утверждать лишь одно: если борьба с коррупцией в энергетической сфере России и имеет место быть, то она находится сейчас только в своей зародышевой стадии. Руководство различных энергокомпаний обратило внимание на коррупцию только в 2013-2014 гг. (именно тогда в годовых отчетах стал появляться пункт «Антикоррупционная политика»). В атомной энергетике ситуация несколько лучше: там борьба с незаконной растратой средств и коррупцией началась в 2009-2010 гг. (ввиду того, что Правительство РФ решило до 2030 года довести долю атомной энергетики в энергокомплексе страны до 30 %, т. е., увеличить число АЭС более чем в 2 раза).

Даже простые арифметические расчеты показывают нам, что коррупция в стране еще не искоренена.

Для более быстрого и эффективного преодоления коррупции необходимо, на наш взгляд, увеличить наказания за взяточничество и коррупцию в энергетическом комплексе России; ввести полную подотчетность директоров компаний перед Министерством энергетики России; отказаться от формирования непомерно больших энергетических корпораций, усилив при этом контроль на местах.

Список использованной литературы
1. Сайт Президента РФ http: //kremlin. ru/
2. Руденко Б. Убить Дракона: возможно ли победить коррупцию в России // Наука и жизнь. 2009. № 10. С. 27-30.
3. Сайт МРСК Северного Кавказа: http://www.mrsk-sk.ru/
4. Сайт МОЭСК http://www.moesk.ru/
5. Сайт Региональной Энергетической Комиссии Вологодской области. http://www.vologdarec.ru/
6. Мировое потребление энергии (статья из Википедии - свободной энциклопедии) https://ru.wikipedia.org/wiki
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
8. http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html

Ю. Д. Кутумов

Антикоррупционная политика в энергетике России: 2010-2015 гг.

Опубликовано 27.06.2020 22:15 | Просмотров: 568 | Блог » RSS