08.02.2020 16:05

Анализ произведений Н. С. Лескова «Гора» и «Скоморох Памфалон» на уроках литературы в старшей школе

Анализ произведений Н. С. Лескова «Гора» и «Скоморох Памфалон» на уроках литературы в старшей школе

Цель работы: выявить особенности изучения «Византийских легенд» Н. С. Лескова в старшей школе.

Связи Лескова с народной культурой, легендой и мифом становились предметом внимания не только многих исследователей. Именно о таком аспекте не лишним будет поговорить в школе на уроках литературы в старших классах. Мы хотели бы особо остановиться на двух легендах - «Гора» и «Скоморох Памфалон».

Прежде чем говорить об особенностях цикла Н. С. Лескова «Византийские легенды», состоящего из 9 повестей, стоит рассмотреть особенности такого жанра, как литературная легенда, объяснить, какое место она занимает в творчестве известных русских писателей (Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстой,
В. М. Гаршин, А. И. Куприн, А. М. Горький и др).

В 1880-90-е гг. Лесков глубоко изучает Пролог - славяно-русский церковно-учительный сборник. Обрабатывая сюжеты из Пролога, он создает типы праведников «в истории», чье поведение порой противоречит канонам, но отвечает нравственному смыслу религии.

Беседа с учащимися о легендах может развиваться в разных направлениях: изучение жанрового своеобразия произведений, осмысление их содержания, сопоставление с материалом источника, анализ системы художественных образов и т. д. Материал легенд дает возможность рассказать о зарождении и распространении христианства, о первых христианах, вспомнить исторические события, поговорить о быте и обычаях, детально описанных Лесковым. Беседу о произведениях целесообразно начать с вопроса о времени действия.

С методической точки зрения в анализе христианских легенд Лескова выполняются условия разностороннего изучения художественного произведения. Так, обнаруживаются межпредметные связи с историей (Феодосий Великий, царь Амазис, Ориген, Иисус Христос), географией («Александрия египетская», Гермо- поль, Фивы, Антиохия, Адер, Византия, Эдесса, Дамаск, Константинополь) и др.

Главный герой «Византийских легенд» - праведник, иногда аскет, который по большей части проводит жизнь в скромном и неустанном труде и самым естественным образом становится святым. Важно задать ту эстетическую установку, которая по-новому раскрыла бы для школьников не только лесковскую категорию праведничества, но и творчество самого писателя.

Интересно в легенде «Скоморох Памфалон» провести сравнительный анализ двух праведников - Ермия, убежденного в том, что человеку должно задумываться о своей душе во имя будущего спасения, не совершать грехов и усердно и беззаветно молиться, и Памфалона. Поговорить о том, чей взгляд на веру и жизнь ближе Лескову.

Изучение цикла «Византийские легенды» в старших классах не только расширит представление учеников о творчестве Лескова, но и поможет увидеть художественное своеобразие его произведений, в которых постоянной является тема праведничества. Это возможно осуществить посредством факультативного изучения творчества писателя или в рамках дополнительного внешкольного чтения с последующим проведением обсуждения и круглого стола. Основной вербально-коммуникативный метод в данном случае - беседа.

В. А. Максимкин

Анализ произведений Н. С. Лескова «Гора» и «Скоморох Памфалон» на уроках литературы в старшей школе

Опубликовано 08.02.2020 16:05 | Просмотров: 1300 | Блог » RSS