07.07.2019 13:22

А. М. Кербель: старший друг студенчества. Часть 1

А. М. Кербель: старший друг студенчества. Часть 1

Небольшая биографическая справка в Челябинской энциклопедии гласит: «Кербель Арон Михайлович (26.12.1920 - 27.04.1995, Челябинск) - художник, актер, режиссер, сценограф, педагог. <...> В 1940 году был призван на службу на Тихоокеанский флот и впервые вышел на сцену актером драмтеатра Тихоокеанского флота, г. Владивосток. Затем - актер, режиссер, сценограф в раличных театрах: Ярославля, Челябинска, Ленинграда, куда он попал, между прочим, по приглашению зав. кафедрой сценографии Ленинградского института театра, музыки и кино Д. Афанасьева и гл. режиссера театра имени Ленсовета Г. Товстоногова. Затем - снова Челябинск, где на протяжении 10 лет (1962 - 1972) руководил народным литературным театром, а затем около 15 лет (1972-1987) преподавал сценографию, технику сцены, основы грима в Челябинском государственном институте искусства и культуры. Оформлял спектакли в театре драмы, лучшим из которых, бесспорно, был «С любимыми не расставайтесь» по пьесе А. Володина. Три последних года своей жизни работал конструктором особо сложных декораций в Челябинском театре оперы и балета...» [1].

Разговаривая с учениками Арона Михайловича, не услышишь недовольных речей, все вспоминают его с теплом и трепетом. И нам, современным студентам, не имевшим чести быть знакомыми с таким интересным человеком, конечно, хочется узнать больше о впечатлении, которое производил Арон Михайлович на студентов прошлых лет. Таким образом, в основу данной статьи легла информация, полученная в ходе личного общения авторов с учениками и коллегами Арона Михайловича Кербеля.

Прежде всего выделим сильное эмоциональное впечатление, которое производил этот человек своим обликом. Интервьюируемые вспоминают: «длинные волосы, усы, обязательный костюм-тройка каждый раз с новым галстуком». Все это создавало образ серьезного профессора (каковым он и являлся), несшего за своими плечами огромный опыт работы в театрах Ярославля, Челябинска, Ленинграда.

Арон Михайлович был человеком энциклопедических знаний, мог посоветовать что-либо по поводу ведения репетиции, или оформления костюма, или выстраивания отношения с автором. Он разбирался «во всем». Помимо всего прочего, А. М. Кербель открывал для студентов новую драматургию. Все время он сподвигал их к самосовершенствованию.

«Из-под его крыла» вышло множество учеников, с которыми можно столкнуться по всей России, всех их отличает доскональное знание театра и театрального производства, которое было передано им Ароном Михайловичем. По словам одного из его учеников это был «человек-глыба», который «никогда не выпускал из рук книги и, казалось, что нет такого вопроса не только в театре, но и в литературе, ответа на который он бы не знал». Напомним, что его первым образованием было филологическое.

Имя Арона Михайловича Кербеля в театральном мире «является неким знаком качества, гарантом профессионализма». Когда студенты нашего вуза приезжали на дополнительное обучение в столичные институты, упоминание его имени в числе педагогов сразу вызывало доверие и профессиональное уважение, т. к. это означало, что студент досконально знает и понимает предмет сценографии.

Шутова Д. С., Фролова Е. В.
Продолжение следует

А. М. Кербель: старший друг студенчества. Часть 1

Опубликовано 07.07.2019 13:22 | Просмотров: 484 | Блог » RSS