27.07.2019 21:40

Современная живопись как воплощение архетипического. Часть 1

Современная живопись как воплощение архетипического. Часть 1

Понятие архетипа было введено австрийским ученым Карлом Густавом Юнгом, который подразумевал под этим термином прежде всего порожденные коллективным бессознательным образы, передаваемые из поколения в поколение у разных народов и культур [3].

Обычно архетипические образы можно встретить в сказках, былинах и других разновидностях фольклора. Кому не знаком образ бабы Яги, Кощея Бессмертного или Иванушки?

Архетипы проявляются также в изобразительном искусстве, которое включает в себя и современную живопись [1].

Искусствоведы отмечают, что в современной живописи происходит переосмысление традиционных архетипов и это находит свое проявление в новых стилях и направлениях искусства ХХ в.

Казимир Малевич известен как основатель направления живописи, которое впоследствии стали именовать супрематизмом.

Малевич использовал в своих работах четыре геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и крест), которые художник трактовал как архетипы [2].

Круг - божественное совершенство, защита.
Квадрат - система.
Треугольник - устройство системы.
Крест - единство двух противоположных начал (статического и динамического) [4].

Не менее интересно и творчество Василия Кандинского, который возвел беспредметность в основной принцип своего искусства. Создавая свои шедевры, Кандинский руководствовался исключительно идеями интуитивного творчества, что объясняет отход в его работах от традиционных архетипов, которые мы часто представляем себе в конкретно выраженных предметных образах.

Это относится и к творчеству Ларионова, который является основателем лучизма.

В символической композиции Марка Шагала «Часы с синим крылом» можно узнать традиционные архетипы: часы олицетворяют время, а изображение крыла всегда связывают с полетом [2].

М. Ермакова
Продолжение следует

Современная живопись как воплощение архетипического. Часть 1

Опубликовано 27.07.2019 21:40 | Просмотров: 1407 | Блог » RSS