17.07.2019 17:29

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 3

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 3

Пину Бауш интересует уникальность человеческой личности в контексте таких универсальных понятий как любовь и насилие, тоска и одиночество, страх и агрессия, рождение и смерть, природа и человек. Когда-то ее спектакли были другими. В них царили черно-белые контрасты, экспрессия, граничащая с жестокостью, нервные срывы, одиночество, потерянность.

Ее «Контактхоф» исследовал проблему человеческого общения: безмолвные баталии мужчин и женщин, светские «шутки» вроде заводной мыши, которой кавалеры пугали дам, жутковатое танго-медитация, во время которого, никем не замеченная, умирала одна из девушек, и, наконец, издевательства, которые изящно проделывали друг над другом женщины на каблуках и мужчины в смокингах - звериные инстинкты, прорвавшиеся сквозь хрупкие заслонки культуры [1].

В ее культовом «Кафе «Мюллер» (единственном, где станцевала сама у себя Пина Бауш) люди плутали меж многочисленных стульев, не в силах выпутаться из ситуации-наваждения, найти пути друг к другу, вернуться к себе истинным. От этой лирической, предельно откровенной и безысходной исповеди перехватывало дыхание. Трудно найти такого художника, чьи эмоции в течение жизни эволюционировали от экзистенциального отчаяния к пьянящему чувству полноты жизни. Пина Бауш и здесь пошла поперек течения [1].

В Советском союзе Владимир Шубарин (1934-2002) покорил сердца зрителей номером «Полет в космос», поставленный через два месяца после смерти полета Юрия Гагарина [2], создается новый архетип - «человек- герой», он всемогущ, все может.

Продолжением поисков в хореографии в советское время является Россия в хореографии нашего современника Сергея Смирнова (Екатеринбург). Он делает истории людей, в больших городах, взяв за основу русскую народную хореографию, смешав ее с современным танцем, выразив проблему русского человека в большом городе; яркими примерами являются спектакли: «Маленькие истории, рассказанные другу», «Тряпичный угол» [3].

Творчество Сергея Смирнова воплощает поиски ответов на вопрос, что составляет сущность современного человека, утратившего традиционную почву и вынужденного искать пути и средства, помогающие ему вписаться в новую жизнь.

1. Никитин В. Ю. Джаз-модерн танец / В. Ю. Никитин.- М.: ГИТИС,2008. - 472 с.
2. Шубарин В. А. Джазовый танец на эстраде / В. А. Шубарин.- СПб.: Планета музыки, 2012.- 236 с.
3. Васенина Н.Г. Российский современный танец / Н. Г. Васенина.- СПб.: Планета музыки, 2005.- 268 с.

Д. Черепанова

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 3

Опубликовано 17.07.2019 17:29 | Просмотров: 355 | Блог » RSS