17.07.2019 17:33

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 1

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 1

Отличительной особенностью современной хореографии является выражение чувств и настроений человека, для которого используется свободный, универсальный танец, разрушающий стандарты. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства современного человека, находятся в постоянном поиске и изобретают новые движения. Поиск осуществляется по пути смешения различных техник, стилей и направлений. Танец развивается в сторону отражения сложных экзистенциальных проблем, охватывающих как прекрасные, так и малопривлекательные стороны жизни, которые становятся содержанием современной хореографии.

В хореографии Айседора Дункан (1879-1927) создает образ нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Она обращалась к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Она проповедовала обновлённую античность, «танец будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических, и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства, стремившихся освободиться от академических догм.

Импровизационность, использование древнегреческой пластики, танец в хитоне и без обуви, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке - все это принципиальные нововведения Айседоры Дункан.

В эпоху Марты Грехем (1894-1991) бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной. В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже мускульными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного [1].

Ее технику часто связывают с возрождением женской сексуальности. Для нее был важен сексуальный опыт танцовщиц (ее труппа была женской); однажды она сказала, что не потерпит девственниц в своей компании. В то же время она считала, что для достижения совершенства танцовщица должна отказаться от материнства. Объясняла она это тем, что танцевальное движение начинается толчком, идущим из области таза; ученицам она иногда говорила, что они должны танцевать от матки. Нерожавшая женщина, по ее предположению, - впрочем, никем недоказанному обладает большей энергией, которая и делает ее танец более мощным.

Д. Черепанова

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 1

Опубликовано 17.07.2019 17:33 | Просмотров: 585 | Блог » RSS