05.07.2019 15:28

Кейс-технологии театрального объединения как фактор творческого развития старшеклассников. Часть 1

Кейс-технологии театрального объединения как фактор творческого развития старшеклассников. Часть 1

Современное общество устанавливает определённые правила и режим жизнедеятельности и развития социума: активный темп жизни, постоянно увеличивающийся поток информации и данных для принятия решений, бесконечные изменения самих правил и т. д. и т.п. Трансформации затронули все области человеческой деятельности, в том числе и образование. На сегодняшний день, по словам М. А. Кашицыной, одна из важных задач педагога дополнительного образования, научить детей не только определенным навыкам и умениям в рамках своей предметной области, но и сформировать важные социальные качества личности, такие как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Поэтому важной чертой современного человека становится способность решать именно нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям [2]. Динамика современной жизни требует исследования и разработки результативных технологий в образовательном процессе. Цель преподавателя - построить свою работу с ребенком таким образом, чтобы достичь полного понимания им ответственности за свои действия, необходимости стремления к активности, самостоятельности и поиску управленческих решений.

Реализация кейс-технологий началась 1920-е гг. благодаря ученым бизнес-школы Гарварда, которым потребовались особые логические приемы для анализа практического материала. Латинское слово «casus» подчеркивало при этом нацеленность на решение неординарной, трудноразрешимой ситуации/задачи. В 1950-е гг. эта технология была признана одним из наиболее действенных способов бизнес-коучинга; была поставлена цель приспособить его для сферы научного познания. И. В. Востриков отмечает, что в применении кейсов для работы со школьниками специалисты столкнулись с феноменом «коллективного мышления»; при даче ответа на кейс-задачи подростки ориентировались на мнение лидера, одобряли его предположения, а автономно взрастить собственную мысль не смогли. Было приято решение повысить количество кейсов, данных школьникам: теперь подросток работал над данной конкретно ему задачей и «копировать» решение у «лидера» стало неактуальным [1].

В наше время примерно 3/4 применяемых преподавателями в Российской Федерации кейсов в совокупности составляют:
Образ в игре. К примеру, вполне вероятно подобное упражнение: «представьте, что вы пребываете в "Галерее лиц" Ф. М. Достоевского. Каким лицом вы бы желали стать? Какой ответ вы дадите "экспонатам" Галереи на вопрос: "В чем жизни смысл?"».

Проектный способ. К примеру, «поступило задание создать с командой коллаж из фотографий на тему "Галерея лиц" Ф. М. Достоевского». Придумайте название для всех «экспонатов» галереи.

Ситуативный тест. К примеру, «представьте себя в роли Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас попить с ним чай. С чего начнется ваш диалог?».

Сердцевиной в строении кейса, по словам И. В. Вострикова, является аналитическая трактовка описываемой настоящей истории, не только вскрывающиеся практические трудности, но и актуализирующий ансамбль особых познаний (владения, способности, умения и т.п.), который нужно использовать для удачной проработки представленной проблемы [1]. Последнее в досуговой работе с ребятами старшего школьного возраста содержит в себе большие возможности, т.к. может быть встроено в познавательные игровые программы (любой области познаний, программы по географии, ситуации, литературным произведениям), лимитированные только воображением автора-разработчика. Кейсы будут иметь эффективность, если их осуществлять в разных формах досуговой деятельности: деловые игры, продолжительные досуговые программы, кейс-турниры.

Кейс довольно сложно создать, но его эффективность в развитии ребят старшего школьного возраста неоценима. Кейс-метод даёт возможность формировать аналитические способности: умение классифицировать различные данные, систематизировать и выделять значимую и незначимую информацию, добывать информацию, думать четко и разумно. Познавательная функция развивается за счет использования уже приобретенных знаний в новых условиях. В процессе разгадки кейсов развиваются креативные и коммуникативные способности: умение дискутировать, влиять на мнение окружающих, применить наглядный материал, кооперироваться в группы, отстаивать личную точку зрения, уверять оппонентов, оформлять короткий, весомый доклад. Складываются социальные способности: умение выслушать, поддержать собеседника в обсуждении вопроса или же доказывать обратное.

Истомина Л. Э.
Продолжение следует

Кейс-технологии театрального объединения как фактор творческого развития старшеклассников. Часть 1

Опубликовано 05.07.2019 15:28 | Просмотров: 484 | Блог » RSS