06.08.2020 22:45

Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования. Часть 2

Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования. Часть 2

В рамках поисково-вариативного этапа определялись целевые ориентиры комплексного сопровождения, разрабатывалась программа сопровождения.

Цель психолого-педагогического сопровождения Тани Т. - развитие волевых и личностных качеств, навыков общения и трудоспособности; налаживание контакта между детьми, их сплочение с помощью игр и мероприятий. Стало очевидным, что Тане необходимо уделять особое внимание, подбирать игры, адаптировать мероприятия, чтобы она смогла по возможности в них участвовать.

В соответствии с результатами диагностики и цели была разработана программа, рассчитанная на 2 лагерные смены по двадцать дней.

В программу психолого-педагогического сопровождения были включены:
- мероприятия по патриотическому воспитанию, развивающие нравственные чувства, моральные качества, осознание ребенком собственной нужности;
- мероприятия, направленные на нравственно-этическое развитие, помогающие овладеть культурными ценностями;
- мероприятия по трудовому воспитанию, развивающие уверенность в своих силах, включающие в социум, формирую¬щие любовь к труду;
- досуговые, спортивные, развлекательные мероприятия. Такие мероприятия необходимы для формирования и повышения уровня культурной компетенции и реализации культурных интересов.

Была разработана особая система стимулирования в виде благодарностей и небольших вознаграждений, чтобы мотивировать Таню Т. участвовать в мероприятиях.

На практико-действенном этапе программа была реализована. Особые сложности возникли на этапе адаптации девочки к условиям лагеря. Хорошо себя зарекомендовало упражнение из «Веревочного» курса - «узелки», которое позволило всему отряду принимать активное участие, действовать сообща. Надо отдать должное ребятам из отряда, которые адекватно относились к стеснительности Тани Т., ее неуверенности, пытались вывести ее на разговор, помогали выполнять задания. Сначала все задания и упражнения для Тани Т. подбирались таким образом, чтобы их можно было выполнять в паре с сестрой, постепенно круг лиц, с которыми девочке необходимо было контактировать, расширялся. Таня стала самостоятельнее, активнее, сама начала проявлять относительную инициативу, доверительнее стала общаться с педагогами.

В начале второй смены мы вновь столкнулись с тем, что Таня Т. испытывала адаптационные трудности: в отряд пришли новые дети, старшая сестра не посещала лагерь. Однако возникшие сложности преодолеть оказалось значительно проще, чем в первую смену, поскольку девочка уже обладала многими необходимыми качествами.

На аналитическом этапе сопровождения была осуществлена оценка эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах. Его результаты свидетельствуют о заметных положительных изменениях в развитии девочки, в ее социализации.

Таким образом, система дополнительного образования позволяет включать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в разнообразную деятельность, обеспечивать развитие его качеств и социальную адаптацию.

Список использованной литературы
1. Методы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Е. А. Шмелевой, М. А. Правдова. Шуя, 2016.
2. Социальное развитие детей в условиях летнего интегративного лагеря/ Т. М. Ратынская. М., 2006.
3. Ташина Т. М. Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2013. Вып. 2. Т. 20. С. 86-90.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3. URL: http://base.consultantm/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc; base= LAW;n=165984
5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб., 2002.

Родионова А. В.

Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования. Часть 2

Опубликовано 06.08.2020 22:45 | Просмотров: 573 | Блог » RSS