17.07.2019 17:32

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 2

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 2

В результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабой. Так в хореографии Марты Грэхем рождается архетип женщины: земной и полной страстей.

Другим представителем послевоенного времени является немецкий хореограф Пина Бауш (1940-2009). Все ее спектакли, так или иначе, затрагивают основные вопросы человеческого существования: любовь и страх, который парализует или делает агрессивным, тоска и одиночество, ложь и насилие, детство и смерть, воспоминания и забвение, а в последнее время все чаще - экология. Бауш знает, как трудно людям ужиться друг с другом, и думает, как помочь им сблизиться [1].

В ее творчестве мы находим наиболее яркое воплощение архетипического.

Один из главных изобразительных приемов, на котором она строит свои постановки, - сопоставление дикого, подчас враждебного человеку начала и рафинированной культуры. Так, в первых сценах телевизионного фильма «Плач императрицы» девушка в корсете, чулках и на высоких каблуках бредет по склону черной мерзлой земли. В одной из сцен «Вальсов» мужчина пугает женщин лаем и успокаивается только, когда они падают в обморок. Часто она использует на сцене образы экзотических животных - чучела крокодилов, птиц, киноизображения змей, ящериц, слонов - или наряжает в звериные маски и шкуры самих артистов. Иногда Пина Бауш сопоставляет два начала, сталкивая бытовые, случайные жесты с этикетными. Например, спектакль “Контактхоф” построен на игре со светскими манерами 30-х годов. Сначала актеры просто демонстрируют походку, улыбки, приветствия. А затем трансформируют их, представляя то забавными, то трогательными, то отвратительными.

В спектакле варьируется тема коммуникации: пластические перепалки мужчин и женщин, безмолвно кричащих друг на друга, церемонные ухаживания, светские шутки вроде эпизода с игрушечной мышью, которой кавалеры пугают, дам, полумистические сцены - танго-медитация, во время которого присутствующие не сразу замечают, что одна из девушек перестает на что-либо реагировать и умирает. В неизменной декорации танцзала возникают образы разных пространств - спальни, гостиной, веранды. Акцент делается не на том, что исполняют актеры, а на том, как они это делают. В одном из эпизодов три пары демонстрируют различные издевательства друг над другом: выкручивание рук, сбивание с ног ударом по лодыжке, дергание за нос, выкалывание глаз. Но демонстрируют их светские дамы на высоких каблуках в вечерних туалетах и мужчины в костюмах-тройках. Сцена похожа на диалог элегантных, прекрасно воспитанных людей, полных ненависти друг к другу, но умеющих облечь ее в изысканно-корректную форму.

Д. Черепанова

Современная хореография как воплощение архетипического. Часть 2

Опубликовано 17.07.2019 17:32 | Просмотров: 547 | Блог » RSS