07.07.2019 13:21

А. М. Кербель: старший друг студенчества. Часть 2

А. М. Кербель: старший друг студенчества. Часть 2

А. М. Кербель учил воспринимать театр единым организмом: «режиссура не может быть важнее постановочной части, пластика - важнее речи или наоборот». Арон Михайлович настаивал на том, что театр - это огромный комплекс, одно должно дополнять другое, все вместе должно быть выразительно, вписываться в картинку, не мешать актеру, не разрушать для зрителя видение; «в театре должна царить целостность». Для Арона Михайловича все не заканчивалось на одной только сценографии, но создание макета являлось рождением замысла режиссера и, приступая к работе, студент был обязан все знать о пьесе, над инсценировкой которой он работал. Даже если на курсе было 15 человек, Арон Михайлович знал все про каждую пьесу каждого студента. Конечно, такому подходу и такому отношению нужно было соответствовать, все и стремились к этому.

Это был человек, который «учил театру как образу жизни». Нельзя было прийти на занятие, отработать и уйти, нужно было всегда носить в себе мысль, придумывать и рождать что-то новое.

Арон Михайлович имел «колоссальный успех» среди студентов. Весь секрет крылся в «его уникальном обаянии и чувстве юмора»; он мог сказать «что-то резкое, но это вызывало не обиду, а стремление все исправить» (это, на наш взгляд, является важным качеством в педагогике). Он всегда мотивировал студентов «чем-то заниматься». Нельзя было прийти к Арону Михайловичу неподготовленным. Более того, чтобы соответствовать требованиям педагога, необходимо было быть человеком интеллигентным, начитанным и обладать хорошим чувством юмора.

Обучая студентов, он стремился не учить, но помочь каждому создать себя как художника, разговаривая с ним как с режиссером. В то мгновение перед ним был не студент, которому нужно было просто сдать задание по сценографии, но рождался молодой режиссер; разговор шел серьезный и от этого менялось отношение к театру, работе, предмету. А. М. Кербель умел возвысить студента до такого уровня, когда тот начинал понимать, что он художник и другим взглядом смотреть на тот или иной спектакль или фильм. Арон Михайлович воспитывал в студентах уважение к самим себе. Для своих учеников он был старшим другом и товарищем, человеком, которому хотелось подражать, который воспитывал не просто художников, но воспитывал Человека Театра.

Говоря о процессе создания спектакля, его внешнего решения, стоит отметить, что Арон Михайлович настаивал на упорядоченности, последовательности всего процесса, начиная с чтения пьесы. Так, «при первом прочтении обязательным моментом являлось выписывание всех мест действия, после чего нужно было перечитать пьесу и выписать что-то вновь найденное, а позже перечитать еще раз» - такое многократное перечитывание служило залогом подробнейшего проникновение в замысел драматурга. Следующим этапом было нахождение образного выражения - слова - пьесы, которое вело бы художника в работе. Дальше необходимо было вникнуть в историческое наполнение пьесы, проследить связь с реальным миром и достигнуть видения места действия: как бы оно выглядело в реальной жизни в тот исторический период, которому она посвящена. Арон Михайлович знал все художественные направления и стили и требовал этого знания от студентов.

Существует несколько художественных фильмов и игровых передач, в которых снимался Арон Михайлович. Проекты относились напрямую к местному Челябинскому телевидению, но, к сожалению, сегодня мы не имеем возможности увидеть его работы.

Литература
1. Жилякова, Т. В. Кербель Арон Михайлович [Электронный ресурс] / Т. В. Жилякова // Челябинск: энциклопедия. - URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=599. - Дата обращения:
06.03.2019.

Шутова Д. С., Фролова Е. В.

А. М. Кербель: старший друг студенчества. Часть 2

Опубликовано 07.07.2019 13:21 | Просмотров: 537 | Блог » RSS