23.06.2019 10:46

Музыкальность и пластичность образов в «картинках» М. П. Мусоргского

Музыкальность и пластичность образов в «картинках» М. П. Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский (09.03.1839-16.03.1881), русский композитор, жил в середине XIX в. Он работал в различных жанрах, таких как опера, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры. М. П. Мусоргский почти не писал «чистой музыки», но в жанре симфоний, концертов, прелюдий; его вокальные и инструментальные сочинения всегда связаны с какой-то сюжетной или живописной идеей. Музыкальному мышлению композитора свойственна программность: его вдохновляет либо литературный текст, либо зрительный образ. В этом проявляется индивидуальность художника. Своеобразие его таланта рождало образы убедительные и рельефные буквально до пластической ощутимости. Ничья другая музыка не давала столь убедительной аналогии с живописным искусством [1].

Музыкальные произведения М. П. Мусоргского покоряли сердца многих балетмейстеров страны. Например, Игорь Александрович Моисеев поставил одноактный балет «Ночь на Лысой горе» (1989 г.) на симфоническую картину М. П. Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» (в ред. Н. А. Римского-Корсакова). Леонид Якобсон, последователь и продолжатель знаменитого русского хореографа-реформатора Михаила Фокина, был ярким хореографом-импровизатором, постоянно ищущим новые выразительные средства и формы; он поставил на музыку М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», в частности, «Избушка на курьих ножках» необычную жанровую зарисовку «Баба-Яга». Фёдор Васильевич Лопухов, балетмейстер-новатор, экспериментировал в области танцевального симфонизма, чему, безусловно, способствовала музыка М. П. Мусоргского. Что касаемо «Тюильрийского сада», то «хореографическое решение этой картинки состояло из трёх аналогичных частей. Игра и ссора не изображались натурально, а отражались через классику, которая и была основным выразительным средством» [3, с. 138]. Создавая танцевальную композицию на музыку «Быдло», Ф. Лопухов писал: «вспомним разинщину, пугачёвщину, дела "разбойничков", бродивших по лесам Руси. Такое крестьянство я и старался воссоздать в своей постановке» [3, с. 139]. «Балет невылупившихся птенцов» - ещё одно хореографическое произведение Ф. Лопухова. В первую очередь в этой картинке он отмечает то, что любая хореографическая фантазия должна основываться на чем-то реальном. «Для этого я отказался от определения «невылупившиеся»: чтобы действовать по-балетному, то есть танцевать, птенцы должны быть вылупившимися. Так я и решил весь танец», - писал Фёдор Васильевич [3, с. 140-141]. По замыслу постановщика «Картинки с выставки» должны были иметь два финала, одним из которых является картинка «Богатырские ворота». Заключительную же часть композиции он «собирался ставить, как славянскую рапсодию - своего рода полуфинал» [3, с. 147]. Но ему этого не удалось сделать.

В рамках учебной дисциплины «Мастерство хореографа» студентам было дано задание передать движением собственные музыкальные ощущения, для этого следовало проанализировать произведение изобразительного искусства и нанесенный на нее мелодический и метро-ритмический фон, представленный композитором. Создатели мини-постановок должны были отобрать наиболее оптимальные способы размещения рисунков на плоскости, их перемещения и перестроения: в рамках закона целостности танцевальной композиции; правила организации сценического пространства; принципа пространственного решения. При этом важно было не упустить содержательности «картин» художника В. А. Гартмана и «Картинок» композитора М. П. Мусоргского. Студентам, интерпретируя, следовало сохранить ценность созвучия и звучания.

Помимо того, что сам Автор заложил в свои произведения, в процессе работы у постановщиков вместе с вдохновением появляются ассоциации бытового и социального свойств; также погода, душевное состояние, иное «слышание» и «видение» музыки, собственные мысли - все влияет на конечный результат. Неоднозначное состояние постановок подтвердили работы студентов I курса, которые использовали в своих этюдах музыку М. П. Мусоргского.

Имея базовый исполнительский и художественно-творческий опыт, они позволили по-своему представить прочтение не только музыки М. П. Мусоргского, но и драматургию содержания картин художника В. А. Гартмана (близкого друга композитора). Неожиданно была продемонстрирована сценография этюдов в работе по заданию. Она позволила раскрыть рамки художественности в размышлениях студентов, в которых однозначно просматривался интеллект творческого сознания, а также помогла развернуть постановочный процесс на путь свободной философской фантазии.

На вопросы: «Чем Вас вдохновила музыка?», «На что Вы опирались при сочинении танца?» мы получили следующие ответы:
Штрауб Валерия: Я использовала музыку М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». Умышленно не знакомилась с содержанием, которое заложил автор в произведение. Опиралась на название и мелодию, мысли о будущей постановке пришли сами. Я решила выпустить на сцену сначала мать - одинокую курицу, мечтавшую обзавестись потомством. На сцене она была счастлива от того, что учила жизни своих маленьких деток-птенцов, успокаивала их и ругала за хулиганство; она была погружена в мечту, в которой у нее было много деток-цыпляток. Но суть постановки была такой, что это был всего лишь сон, после которого она проснулась. - О, Боже! - воскликнула курица, - «Человечество» может исчезнуть! .Да, история печальная, но и название музыкального произведения говорит - это «Балет невылупившихся птенцов».

Антонова Анастасия, Солодуха Ксения: Мы прочитали содержание произведения «Быдло», в нем рассказывается о крепостном и барышне, в которую тот был влюблен. Немало важным для нас было описание телеги в этой истории. Казалось бы, причем здесь телега? Но мы решили поэкспериментировать и показать ее на сцене телегу, к тому же хотелось, чтобы она могла бы еще и передвигаться. Такую телегу мы соорудили из исполнителей. Она «ломалась» в процессе танца, но так было задумано. Крестьянин хотел бы остаться с барышней, в которую был влюблен, но перед ним встал выбор: наладить свою разбитую телегу и идти в народ, потому что там его место, там его ждут или бросить все и бежать за своей возлюбленной? Крестьянин выбирает телегу, обосновывая это тем, что «Лучше целая телега, чем разбитое сердце». Всю эту историю нам подсказала музыка.

Дружинина Софья и Хусаинова Карина признались, что в произведении Мусоргского «Богатырские ворота» есть что-то действительно мощное, масштабное, богатырское. Именно поэтому они решили создать свой балет широким, величавым и красочным, используя для этого большое количество объемных рисунков, занимая при этом всю постановочную площадку.

Перевалова Мария сказала, что на создание балета ее направляла музыка, в которой она видела теплую зиму, белый снег, двор, детский смех и игры беззаботной детворы. Она отталкивалась от каждой нотки, предложенной композитором. Как говорит Мария, М. П. Мусоргский - один из любимых ее композиторов и благодаря этому на создание этюда у нее ушло совсем немного времени. Давно знакомая с прекрасными работами, она не раз мечтала осуществить постановку на эти музыкальные произведения.

Таким образом, «история балетного театра говорит о том, что вполне возможно. приспособление небалетной музыки к созданию спектаклей., применение ее для сочинения бессюжетных хореографических композиций» [2, с. 62] - это один из этапов развития и образования новых, как музыкальных, так и танцевальных форм. А новые танцевальные формы - есть путь к сочинительству, совершенству, исполнительскому мастерству. Хореографическое искусство обогащено взаимопроникновением в него различных пластических систем: пантомимы, акробатики, джаза. Для него открыты огромные возможности и перспективы дальнейшего развития [2, с. 63]. Реализовать их наша главная задача, не только на момент образования, но и на весь творческий путь в профессии. Исполнительский уровень - это художественный опыт, постоянно развивающийся во времени и пространстве. И только действие приближает нас к заявленной цели.

Литература
1. Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский / Е. Н. Абызова. - Москва: Музыка, 1986. - 280 с.
2. Ванслов, В. В. В мире балета / В. В. Ванслов - Москва: ООО «Анита Пресс». - 2010. - 296 с.
3. Лопухов, Ф. В. Хореографические откровения / Ф. В. Лопухов. - Москва: Искусство, 1972. - 214 с.

Власова О. В., Межуткова Ю. А.

Музыкальность и пластичность образов в «картинках» М. П. Мусоргского

Опубликовано 23.06.2019 10:46 | Просмотров: 634 | Блог » RSS