27.05.2019 00:12

Анализ и оценка эффективности механизма государственных закупок в РФ

Анализ и оценка эффективности механизма государственных закупок в РФ

Организация рационального и эффективного расходования бюджетных средств возможно лишь при оптимальных показателях функционирования экономики, а также по средствам решения государственных приоритетных задач. Одной из задач государственной важности можно назвать совершенствование системы государственных закупок.

В настоящее время осуществление процедур закупок не позволяет достичь основных целей закона, а именно эффективного расходования бюджетных средств, обеспечение прозрачности проведения торгов, предотвращение коррупции и др. [1]. В связи с этим необходимо определить, что именно подразумевается под эффективностью.

Эффективность деятельности заказчика по размещению государственного заказа можно определить как степень достижения запланированного результата при проведении закупочной деятельности. К сожалению, на данный момент в Российской Федерации не разработаны единые индикаторы результативности расходования бюджетных средств, из-за этого возникает сложность оценки эффективности государственных закупок.

При оценке эффективности размещения государственного (муниципального) заказа в основном в качестве основного показателя рассматривается только размер экономии бюджетных средств, который рассчитывается как разница между начальной (максимальной) ценой контракта, предполагаемой заказчиком, и контрактной ценой, то есть ценой конкурсной заявки победителя конкурса.
На деле каждая осуществленная закупка характеризуется тремя видами цен:
1) начальной ценой контракта (Р1),
2) контрактной ценой (Р2) (как уже было сказано выше),
3) ценой исполнения контракта (Р3), т.е. ценой, фактически заплаченной заказчиком, в результате осуществления закупки.

Исходя из данной посылки, можно говорить о двух составляющих эффективности механизма госзакупок. Первая составляющая, традиционная, отражает соотношение между ценами Р1 и Р2, а вторая - между Р2 и Р3, которая на практике демонстрирует «антиэкономию».

Кроме того, при оценке эффективности государственных закупок важно учесть не только экономию (или «антиэкономию»), но и такие показатели как соблюдение законодательства, долю конкурентных процедур, выполнение плана при размещении заказа, дисциплину исполнения, обоснованность определения начальной цены. Необходимо принять во внимание не каждый показатель в отдельности, а именно оценить их в комплексе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России большее внимание уделяется экономии при выполнении работ по заказу государства. А исследования эффективности государственных закупок показывает наличие явления «антиэкономии» и наводит на то, что необходимо пересмотреть механизм оценки эффективности госзакупок и учесть комплексность рассматриваемого процесса.

1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция), ст. 1

Карпухина А.Н.

Анализ и оценка эффективности механизма государственных закупок в РФ

Опубликовано 27.05.2019 00:12 | Просмотров: 1070 | Блог » RSS