29.10.2018 23:24

Феномен «genius loci» в контексте русской культуры и современные практики территориального развития

Феномен «genius loci» в контексте русской культуры и современные практики территориального развития

«Гений места» многогранный феномен, привлекающий своей мистической силой культурологов, историков и краеведов как в нашей стране, так и за рубежом. Научное сообщество традиционно апеллирует к антропному объяснению «Genius loci», где гений - художник в широком смысле этого слова, непосредственно влияющий на образ локуса в умах миллионов. Возможно более широкое определение, не создающее искусственных границ восприятию, где «Гений» - есть символ, личность, событие, «культурное гнездо», характерное для русской традиции, сам локус или даже нечто мифологическое, трансцендентный дух, воспетый в античности и трансформировавшийся в понятие научное, междисциплинарное, не теряя внутренней идеи. В ряду культурных метаморфоз феномен укрепляется в философии архитектуры, ложится в основу гуманитарной географии и перерождается в контекст массовой культуры. Постиндустриальная экономика гибко и резко реагирует на возрождение интереса к символическому и культурному коду локуса, а иногда и сама этот интерес порождает. Успешно реализованные творческие индустрии, активный территориальный брендинг, развитая структура культурного туризма зачастую являются следствием разработки концепта spirit of place, что объясняет сопричастность истории человечества с социальной памятью, обозначает вехи развития, наполняет жизненный процесс смыслом и содержанием.

Культурная индустрия, основанная на крепком фундаменте «Genius loci» - это либо локальное, независимое творческое предприятие, реализующее собственную просветительскую систему на базе местного, уникального, культурно, исторически, мифологически, символически обоснованного ресурса, либо более масштабная подходящая локусу сложного «Гения», представляющего собой комбинацию уникальных, материальных и нематериальных, различающихся между собой элементов, которые являются частью идентичности пространства - культурным кластером, объединением творческих структур в жестких рамках экономически ориентированного предприятия. Такова задача стоящая сегодня перед учёными, менеджерами в сфере культуры или «креативным классом» - сверхзадача воссоздания символического капитала, с которым общество приобретает нематериальные культурные ресурсы, знания, возможности расшифровки историко-культурного кода и трансформации его в новый креативный продукт, рождая новый социальный капитал по средствам «Гения», что оставляет свой неизгладимый след в истории «места», которым может оказаться и наш город.

Воронина Д. Д.

Феномен «genius loci» в контексте русской культуры и современные практики территориального развития

Опубликовано 29.10.2018 23:24 | Просмотров: 364 | Блог » RSS