13.10.2018 00:43

Читатель-писатель-издатель: культурный диалог «нулевых»

Читатель-писатель-издатель: культурный диалог «нулевых»

В работе исследуется диалог таких культурных агентов, как читатель - писатель - издатель в переходное для России время - «нулевые».

«Нулевые» - это время, когда отечественное книгоиздание открыло и активно вошло в такую систему, как рыночная среда и рыночные отношения. Все данные, представляющие информативную ценность, стали предметом торговли, что является отличительной чертой всего постиндустриального общества. Продукты писательского и издательского труда, разумеется, не стали исключением. Это идея далеко не новая: ещё в XIX веке А. Пушкин охарактеризовал эту тенденцию, как «превращение литературы в отрасль промышленности», а Роже Шартье среди основных мотивов Французской Революции выделял глобальное изменение общественного сознания, связанного с тем, что население стало читать периодические издания, памфлеты, брошюры.

Доступность интернет-пространства обусловила демократизацию информации. Если раньше система «читатель - писатель - издатель» представляла собой устойчивый конструкт, то в постиндустриальном обществе эта система отличается повышенной мобильностью. Например, она может обойтись без одного агента, а точнее посредника - издателя. В частности, такую тенденцию можно проследить на примере социальных сетей, сетевых сообществ, livejournal и пр.

Особое место занимают рекламные технологии: читатель волен выбирать определённое издательство, специализирующееся на таком жанре или тематике литературы, которые ему интересны. Немалую роль в этом занимает маркетинговая система и система ребрендинга, проводимая издательством.

В подобных специфических отношениях издатель всё равно может оставаться ключевой фигурой. Он может диктовать условия, формировать вкусы, задавать и следовать трендам, потребительскому спросу, подчинять свою деятельность коммерческим интересам, тем самым влияя на других непосредственных участников коммуникативной системы. Возможен ли тогда именно культурный диалог? Да, но следует отдавать должное политическим, экономическим, социокультурным факторам, формирующемуся семиотическому пространству. Культурный диалог «нулевых» состоялся, но, прежде всего, трансформировались его практики. Теперь от издателя, как посредника, зависит: узнает ли хороший читатель о хорошем писателе благодаря хорошо изданной книге. Таким образом, пока существуют все участники семиотической системы (адресант, адресат, связующее звено), устройство будет и должно работать.

Никонорова Ю.Е.

Читатель-писатель-издатель: культурный диалог «нулевых»

Опубликовано 13.10.2018 00:43 | Просмотров: 305 | Блог » RSS