21.07.2018 22:22

Концептосфера понятия «химия» в языковом сознании студентов-химиков

Концептосфера понятия «химия» в языковом сознании студентов-химиков

В языке мы находим воплощение «наивной языковой картины мира – системы презумпций, входящих в значение языковых единиц данного языка» [А.Д. Шмелёв]. В своей работе мы поставили задачу выявить основные презумпции, формирующие представление о понятии «химия» в языковой картине мира студентов 1 курса ИГХТУ. С этой целью мы сопоставили дефиниции из различных словарей с данными проведённого нами социологического опроса.

Почти во всех толковых словарях в дефинициях слова-номинанта «химия» доминирует значение ‘наука’ [Словарь В.И. Даля, Словарь Д.Н. Ушакова, Словарь иностранных слов и др.]. Интересно рассмотреть содержание понятия «химия» в сознании определенной группы носителей языка, выявив, с какими ассоциациями его связывают. Все ассоциации мы разделили на группы, которые актуализируют определённые значения.

Первая группа слов-ассоциаций включает лексемы со значением ‘предметы и реалии из области химии’: химик (3 ответа), реакция - реакции (3 ответа), вещество (5 ответов), реактивы (5 ответов), опыты - люблю делать опыты (5 ответов), лаборатория (4 ответа). Студенты мыслят практически, связывая абстрактное понятие «химия» с объективно существующими реалиями, многие из которых вызывают у них интерес.

Вторая группа, обозначенная нами как ‘качества, присущие химии’, включает в себя слова-ассоциации, которые мы разделили на подгруппы:
1) практические качества: необходима - необходимая (2 ответа), полезная (1 ответ), важна - важная - очень важная - важно (4 ответа), познавательно (1 ответ) и 2) оценочные качества: красивая - красиво (3 ответа), сложная - иногда сложная - сложно (6 ответов), интересная - нереально интересная - интерес (10 ответов), лучшая (3 ответа). Именно определение понятия через описание его качеств преобладает в нашем случае.

Третья группа ‘химия как знания, учебный предмет’ представлена значением ‘знание’ (3 ответа). Это показывает, что студенты чаще воспринимают химию как учебный предмет, а не науку.

Четвертая группа включает слова-ассоциации жизнь (5 ответов) и природа (3 ответа). Не зря девиз нашего университета - «Chimia est vita», то есть «Химия - это жизнь».

Таким образом, концептосфера понятия «химия» в языковом сознании студентов-химиков складывается из знаковых презумпций- ассоциаций. Мы также можем отметить, что при её описании студенты- химики хорошо оперируют и предметными, и абстрактными значениями этого важного для нас слова.

Тумаков С.О.

Концептосфера понятия «химия» в языковом сознании студентов-химиков

Опубликовано 21.07.2018 22:22 | Просмотров: 414 | Блог » RSS