10.07.2018 21:05

Музей как культурологическое пространство сохраненной памяти: провинциальный и мировой опыт

Музей как культурологическое пространство сохраненной памяти: провинциальный и мировой опыт

Музей (от греческого «Дом Муз») - научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, цель которого комплектовать, собирать, изучать, хранить и популяризировать памятники естественной истории, материальной и духовной культур. В настоящее время в мире насчитывается свыше 12 тысяч различных музеев. В XX веке пришло осознание того, что сохранять и демонстрировать можно и нужно не только предметы, свидетельства и хронику ушедшего, но и атмосферу, в которой они существовали. Провинциальные музеи отражают особенность культурного пространства региона, уникальность места, экспозиции которых являются своеобразным срезом духовной и материальной жизни определенной эпохи.

Так, в Иванове существует «Музей народного художника России А.И. Морозова», имя которого неразрывно связано с историей края и, вместе с тем, с историей всей страны. В этом убеждают полотна, документы, личные вещи, фотографии, хранящиеся в музее. Примечательно, что сам художник не жил в существующем доме-музее, то есть, по сути, дом - это пространство сохраненной памяти о времени и о личности, прикосновении к опыту которых рождает объемное представление об ушедшем и создает явление под условным названием «XX век: столица и провинция».

Во многих отношениях Музей повторяет практику европейских учреждений. В этом плане можно упомянуть «Дом-музей Джейн Остин» в Англии, близ Олтена, в Хэмпшире. Там прошли последние годы жизни писательницы, созданы принесшие ей признание книги. Музей сестер Бронте в Хауорте хранит личные вещи и первозданную атмосферу эпохи создания самых знаменитых произведений. Степень известности перечисленных музеев перешагнула границы регионов, в которых они расположены. Явления, запечатленные в экспозициях, наполнили смыслом определенные понятия, значимые для разных географических и социальных реалий.

Просветительская, воспитательная, эстетическая и популяризаторская деятельности определяют ныне политику работы «Музея А.И.Морозова», степень его популярности, а, значит, возможность его выживания в мире рыночных отношений. Зарубежный опыт видения музея как потенциального успешного коммерческого предприятия отражен в многочисленной англоязычной литературе, изучение которой, думается, поможет в создании новых экспозиций и формировании новых концепций «оживления» деятельности уже существующих.

Митрошина А.Е.

Музей как культурологическое пространство сохраненной памяти: провинциальный и мировой опыт

Опубликовано 10.07.2018 21:05 | Просмотров: 417 | Блог » RSS