Племя Смайликов

Цифры
Цыпленок
Хэллоуин

11:10 05.06.2018

Эпоха «оттепели» в СССР ассоциируется в среде отечественных интеллектуалов не только с началом процессов десталинизации советского общества, но и эффективной государственной политикой в сфере науки и технического прогресса. Анализ ключевых партийно-государственных решений периода позволяет утверждать, что одним из приоритетных направлений развития страны стали химическая промышленность, а значит и химическая наука. Наука официально объявлялась производительной силой экономики социализма и советские СМИ транслировали эти идеи в массы, разъясняли народу очередные текущие задачи и т.п. Начавшаяся в мире технологическая революция, мощное развитие советской науки в эти годы, очевидное влияние достижений НТР на моду, сферу быта и т.д. - эти и др. факторы предопределили повышенный интерес рядовых граждан к проблемам развития науки и техники. Особенности историко-культурной ситуации предопределили характер и содержание публикуемых материалов в научно-популярных журналах как известных («Юный техник», «Техника - молодежи» и др.), так и вновь созданных («Наука и жизнь», 1961 и др.).

«Химия и жизнь» (1965) - один из самых популярных научных журналов в стране (127 тыс. человек-подписчиков, 1967) - печатал на своих страницах не только статьи о химической науке, но - материалы о физике, биологии и т.п.; авторами выступали крупные ученые, инженеры- производственники, владевшие литературным мастерством, они вели серьезный разговор о химии в космической отрасли и сельском хозяйстве, строительстве и производстве новых материалов; в увлекательной форме читателю предлагалась информация об открытиях, менявших жизнь человека на глазах современного поколения (полиэтилен, полипропилен, искусственное волокно и синтетические ткани, пластмассы и т.д.). Характер публикаций отразил веру поколения 1960-х в созидательные возможности науки. С конца 1960-х журнал стал публиковать повести и рассказы писателей-фантастов, что в менявшихся политических условиях было достаточно смелым шагом редакции.

Фантастическая популярность подобных журналов была неразрывно связана с духом эпохи: журнал расценивался современниками как необходимый предмет их повседневной жизни: высокопрофессиональный круг авторов, лаконичный, понятный язык повествования, броские точные заголовки, яркие графические иллюстрации и др. позволили превратить процесс получения/усвоения сложной научной информации в увлекательное занятие, стали важным фактором «химического бума».

Макушин А.А.