04.06.2018 11:08

Понять другого: народы Нового света в «Опытах» Мишеля де Монтеня

Понять другого: народы Нового света в «Опытах» Мишеля де Монтеня

Любая культурная общность определяет себя через сопоставление со «значимыми Другими». Коллективная идентичность европейцев в XVI в., в том числе французов, формировалась в противопоставлении трем основным «значимым Другим»: мусульманскому Востоку, Московии и Новому свету.

В XVI в. Европа, в том числе и Франция, открыла для себя неизведанный мир Америки. С 1530-х гг. французы предпринимали попытки закрепиться в Новом свете: совершались экспедиции, основывались поселения. Во второй половине XVI в. во Франции возникает собственная литература, посвященная освоению Америки и её жителям: сочинения Андре Тевэ (1557), Жана де Лери (1578). Французский читатель использовал информацию о жителях Америки и из компилятивных этнографических трудов (например, Ф. Дезерпа, 1562). В этих текстах народы Америки представлены как стоящие на низшем уровне цивилизационного развития. Маркерами «дикости» индейцев выступают нагота или отсутствие сложной одежды, примитивный быт и социальная организация, зачаточные формы религиозности и бесчеловечные практики (каннибализм). Иногда индейцев Северной Америки представляли как звероподобных существ, покрытых шерстью (Ф. Дезерп). В то же время, примитивность жизни индейцев зачастую наводила и на позитивные ассоциации: их воспринимали не только как звероподобных «дикарей», но и людей, которым незнакомы честолюбие, зависть, лицемерие, живущих безмятежно. Так постепенно появлялись предпосылки мифа о «благородном дикаре».

В конце XVI в. выдающийся философ позднего Возрождения М. Монтень (1533-1592) в своих «Опытах» (1580-1588) подверг критической рефлексии сложившиеся стереотипы в отношении народов Америки. В своём произведении он часто рассматривал моральный облик индейцев и их образ жизни, подчеркивая их первозданную простоту. Монтень снял с индейцев клеймо «дикарей», отмечая их моральные достоинства, и отверг попытки оценить индейцев по меркам европейской цивилизации. Он полагает, что Другого невозможно и не должно судить, исходя из ценностей собственной культуры. Эту мысль он четко выразил в следующем афоризме: «В них (индейцах. - И. П.) нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварским то, что нам непривычно...». Тем самым Монтень заложил основы современного релятивистского отношения Западной цивилизации к иным культурным мирам, как к мирам, которые не хуже и не лучше Запада, но которые просто «иные».

Павлинова И.Ю.

Понять другого: народы Нового света в «Опытах» Мишеля де Монтеня

Опубликовано 04.06.2018 11:08 | Просмотров: 348 | Блог » RSS