24.05.2018 09:43

Химические вещества в живописи

Химические вещества в живописи

Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV века наиболее распространённой техникой живописи была темпера. Для приготовления темперных красок пигменты растирали на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой. Но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается. Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин. Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: вино, сок фигового дерева, спирт, пиво, хлебный квас. Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый её фрагмент пропитывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок.

Среди важнейших техник живописи масляная - наиболее «молодая». Растительные масла оказались материалом, который придавал краскам для живописи совершенно новые качества и удовлетворил художников в отношении почти неограниченных возможностей передачи действительности. Для приготовления красок использовали высыхающие масла: маковое, ореховое, конопляное, льняное. Из них лучшее, придающее краскам необходимые свойства, - льняное, так как оно содержит наибольшее количество триглицеридов - ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают: ненасыщенные карбоновые кислоты окисляются и полимеризуются. В результате образуется прочная прозрачная плёнка.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Но почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затёртости, замутнённости, неясности. Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. Но при использовании гуаши возникают свои трудности - краски после высыхания быстро светлеют. Требуется немалый опыт, чтобы предугадать степень изменения плана и цвета.

Покровская Е.А.

Химические вещества в живописи

Опубликовано 24.05.2018 09:43 | Просмотров: 440 | Блог » RSS