03.05.2018 06:26

Проблема объективности понимания в социально-гуманитарном знании

Проблема объективности понимания в социально-гуманитарном знании

Многие философы разделяют точку зрения о том, что познание начинается с чувственного опыта. Ощущение, восприятие и представление выступают инструментами отражения объективной реальности в нашей психике, содержание которой можно определить как знание о вещах, их свойствах и ценности. Именно благодаря чувственному познанию человек получает информацию об объективном мире, и способность вчувствования в мир позволяет человеку познавать.

Суждения как простейшая форма знания и рационального познания несут в себе представления об объективном мире, о вещах и их свойствах. Общепринятым является определение ценности как значимости объекта для человека, соответствия объекта какой-либо цели. Ценностные суждения представлены в виде оценок, норм и идеалов, они имеют форму прескрипций (предписаний). Возникает вопрос, являются ли ценностные суждения объективными, могут ли они характеризоваться с позиции истины (лжи)?

Неопозитивизм отрицал возможность анализа ценностных суждений с точки зрения истины и лжи. Тем самым, все социально-гуманитарное знание фактически было выведено из сферы научного знания. Однако аналитическая философия к. XX века поставила перед собой задачу защитить идеал рациональности в социально-гуманитарном познании. Еще такими учеными, как Г. Риккерт, М. Вебер, разрабатывалась методологическая программа понимания в науке как «отнесения к ценностям». Это отнесение предполагает, по М. Веберу, создание «идеальных типов», являющихся ключевыми понятиями социального и гуманитарного знания, которые существуют в контексте определенных ценностей и относятся к культурно-историческим объектам. Л. Витгенштейн выдвигал идею о важности ценностей и ценностных суждений в процессе познания, т.к., по его мнению, невозможно выделить субъекта этого процесса из данной эпохи, культуры, которые он изучает. С точки зрения Фон Вригта, понимание и объяснение имеют схожие структурные черты и являются дедуктивными умозаключениями, что демонстрирует определенное сходство естествознания и гуманитарного знания.

Таким образом, в философии науки имеет место тенденция признания рациональности и объективности метода понимания как отнесения к ценностям в социальном знании, доказывается сходство объяснения и понимания как рациональных процедур, их взаимосвязь в процессе познания.

Ненашев К.А.

Проблема объективности понимания в социально-гуманитарном знании

Опубликовано 03.05.2018 06:26 | Просмотров: 480 | Блог » RSS