06.01.2018 18:39

Проблема взаимоотношений «мудреца» и общества в философии Мишеля Монтеня и Пьера Шаррона

Проблема взаимоотношений «мудреца» и общества в философии Мишеля Монтеня и Пьера Шаррона

М. Монтень (1533—1592) и его ученик П. Шаррон (1541—1603) — крупнейшие этические мыслители позднего французского Возрождения. Если творчество Монтеня хорошо изучено в отечественной науке, то Шаррону посвящено лишь одно специальное исследование Ю. Б. Виппера, а его труды никогда не переводились на русский язык. Отечественные исследователи (А.Х. Горфункель, В.В. Соколов, Ю.Б. Виппер, В.М. Богуславский, Ф.А. Коган-Бернштейн, А.Ф. Лосев и др.), изучая наследие гуманистов, подвергли глубокому анализу их скептицизм и этические воззрения. Однако, на наш взгляд, без должного внимания осталась одна существенная характеристика этики двух мыслителей, определяющая их особое место в истории французского и европейского гуманизма.

Этические взгляды обоих гуманистов невозможно представить в виде «кодексов», набора предписаний, их этика - несодержательна и апеллирует не к «правилам», а к «природе», её «голосу» в человеке. Мораль же французского общества XVI в., как и любого общества, представляла собой именно «кодексы» зачастую противоречившие друг другу («правила игры» различных религиозных общностей и социальных страт). Таким образом, интересно рассмотреть, каким образом Монтень и Шаррон решали проблему взаимоотношения «мудреца», человека следующего «природе», и социума, основанного на предписаниях. Источники нашего исследования: «Опыты» (Les Essais, 1580—1588) Монтеня, «Малый трактат о мудрости» (Petit Traicte de la sagesse, 1604) Шаррона.

Монтень и Шаррон ясно сознавали проблему, возникающую во взаимоотношениях общества и «мудреца», живущего согласно с «природой», но в рамках этого общества, которое требует следовать кодексам поведения, зачастую аморальным с точки зрения «природы». Для преодоления этого противоречия Монтень и вслед за ним Шаррон настаивают на том, что «мудрец» должен «внешне» придерживаться общественных норм, если они допустимы с точки зрения естественной морали. Подобная «мимикрия», полагали они, необходима не только для благополучия «мудреца», но и общества. Лишь немногие члены общества могут жить в соответствии с «природой», обществу в целом нормы необходимы, иначе оно неизбежно ввергнется в хаос. Задача «мудреца», таким образом, жить согласно «природе», но не подрывать при этом устоев, без которых общество немыслимо. В «Опытах» можно найти любопытные свидетельства того, как Монтень действовал в соответствии собственной концепции «мимикрии» в обыденной жизни. Этические учения Монтеня и Шаррона стали ответом на кризис традиционной морали и системы ценностей общества, в котором они жили.

Афанасьева К.А.

Проблема взаимоотношений «мудреца» и общества в философии Мишеля Монтеня и Пьера Шаррона

Опубликовано 06.01.2018 18:39 | Просмотров: 518 | Блог » RSS