05.01.2018 07:48

Декоративно-прикладное искусство и возможности изучения народного сознания

Декоративно-прикладное искусство и возможности изучения народного сознания

При изучении народной крестьянской культуры недостаточно исследованным остаётся вопрос о традиционном сознании. Одним из ярких источников по этой проблеме является народное искусство. В нём сохранились архаические пласты образов, дошедших до начала XX в. со времён языческой Руси и индоевропейской мифологии. Произведения декоративно-прикладного искусства сопровождали человека на протяжении всей его жизни, поэтому были включены в культурное сознание людей той эпохи. При этом слово «сознание» употребляется условно, так как включает в себя и бессознательное в жизнедеятельности этноса; с последним связано понятие «коллективные культурные представления».

Цель - исследование на местном материале (народной вышивки и домовой резьбы, собранных в ходе полевых исследований) семантической составляющей народного искусства, разновременных пластов в материале, значения определённых сюжетов и мотивов для людей, их создававших. Поэтому наиболее плодотворна структурно-семиотическая методология В.В. Иванова и В.Н. Топорова, позволяющая воссоздать модель мира, «прочитать» визуальные тексты. Значимым является и учение К.Г. Юнга о коллективном бессознательном и его продуктах - архетипах, которые реализуются в том числе и в образах народного искусства.

Архетипы существуют всегда, но их значение меняется с течением времени; например, в первобытную эпоху зооморфные образы в искусстве имели глубокий сакральный смысл: животные почитались как тотемы - предки рода. Позднее животные в народном искусстве становились уже оберегами, охраняющими дом от нечистой силы, связывались с суевериями. Но, несмотря на упрощение их семантической составляющей, они продолжали жить в народном искусстве как необходимый элемент. Семиотической интерпретации поддаётся и сам крестьянский дом как микрокосм, отражающий структуру мира - макрокосма, и отдельные его части. Например, наличник, возникший как конструктивная деталь, со временем превратился в символическую часть дома, его функция обогатилась, и он стал «защищать» окно не только от ветра и влаги, но и от враждебного человеку начала. Орнамент наличника мог быть разным, но в любом случае он не был простой суммой элементов, все его части были взаимосвязаны и проникнуты общим замыслом, в древности - магическим, со временем - частично заменённым декоративным. Однако содержательная сторона орнамента никогда не исчезала полностью, поэтому мы можем говорить о том, что декоративно-прикладное искусство показывало доступными ему изобразительными средствами картину мира, существовавшую в народном сознании.

Куприянова М.А.

Декоративно-прикладное искусство и возможности изучения народного сознания

Опубликовано 05.01.2018 07:48 | Просмотров: 411 | Блог » RSS